Земский вопросСтраница 1
Идея введения в Сибири земских учреждений, впервые выдвинутая областниками еще в 60–70-х гг. XIX в., за период революционных событий 1905–1907 гг. претерпела существенное изменение. Прежде всего, земский вопрос стал центральным в программе буржуазного реформирования Сибири, выдвинутой либералами. Желание сибирской интеллигенции добиться введения земских учреждений отражало укрепление позиций сибирской буржуазии и ее стремление к непосредственному участию в управлении сибирским краем. К тому же, по их представлению, земства могли снять многие противоречия, приведшие к революционной стихии, только что обрушившейся на Россию. Как писал один из либералов, «земские учреждения заслужили того, чтобы их считать необходимыми органами государственного строя…, и без них едва ли мысленно осторожное разумное движение всей жизни нашего общества вперед, движения в порядке, с соблюдением всех лучших заветов русской земли».
Абстрактные идеи старых областников относительно необходимости введения земства за годы революции превратились в хорошо разработанные проекты, а начало работы Государственной Думы позволило надеяться на скорую их доработку и принятие. Роспуск II Думы в 1907 г. в этих условиях в глазах либералов означал крушение надежд на быстрое введение земства и привел к некоторому их унынию (как писал корреспондент из Тюмени: «Все время просили,… мечтали, писали, говорили: дайте земство! Обещали и не дают»), но не положил конец земским идеям. Судя по действиям либералов Сибири, они решили добиться желаемого силой общественного мнения и тщательностью подготовки своих предложений. Действовали по нескольким направлениям. Главное – это сибирская группа депутатов в Государственной Думе.
Подчеркивая необходимость земской реформы для Сибири, сибирские кадеты заявляли, что самым целесообразным и кратким считают путь реформаторского законодательства, а не путь революционный, который уже показал свои плоды.
Нужно заметить, что депутаты Думы вообще придавали большое значение реформам в области местного самоуправления, требовали общей реформы земства в России. Сибирские депутаты в Думе вновь воссоздали парламентскую группу и образовали административно-земскую комиссию, большинство которой составили кадеты. Руководить земской подкомиссией предложили А.А. Корнилову, который одновременно стоял во главе работ по составлению земского положения в неземских губерниях во фракции кадетов. Тем самым был предрешен следующий шаг: А.А. Корниловым, С. Ивановым и Н.Л. Скалозубовым (именно они являлись самыми активными разработчиками сибирского земского законопроекта) было решено исходить из положения 1890 г. (как это делали кадеты) с некоторыми поправками к нему в связи с сибирскими особенностями. К 11 мая 1908 г. работа по составлению основ законоположения была завершена, а 23 мая, собрав подписи под заявлением о необходимости введения земства в Сибири, сибирские депутаты внесли проект в Думу.
Для продвижения своих проектов депутаты опирались на общественные организации (например, «Общество изучения Сибири и улучшения ее быта», открытое в марте 1908 г.) и СМИ.
Небольшой экскурс в биографии И.И. Янжула
Иван Иванович Янжул родился в 1845 г. (по другим источникам – в 1846 г.) в многодетной семье штабс-капитана Ивана Гавриловича Янжула, принадлежавшего к старинному малороссийскому дворянскому роду, и раннее детство провел в Коломенском уезде Московской губернии в деревне матери – Марии Яковлевны, происходившей из дворянского рода Калмыко ...
Первая мировая война и ее итоги. Начало Первой мировой войны: характер,
соотношение сил и планы воюющих сторон.
Поводом к началу мировой войны, в которую было вовлечено 38 государств с населением в 1,5 млрд. человек (87 % населения планеты) послужил террористический акт в столице Боснии — Сараево [4, C. 18]. 28 июня 1914 г. членом славянской националистической организации «Млада Босна» был убит наследник австро-венгерского престола Франц Фердина ...
Евреи Франции после II крестового похода
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью. Те, кто привык убивать, грабить, насиловать, считали евреев преступниками, клеветали на них, обвиняя в употреблении христианской крови. Во Франции такой кровавый навет был в ...