Ленин и образование РСДРП

Историческая летопись » Начало революционной деятельности В.И. Ленина » Ленин и образование РСДРП

В 1898 году в Минске, в отсутствие лидеров Петербургского Союза борьбы, состоялся I съезд РСДРП, который "учредил" Российскую социал-демократическую рабочую партию, приняв Манифест.

"Манифест Российской социал-демократической рабочей партии" - декларация, провозгласившая основание социал-демократической партии и её цели. Ввиду отсутствия в то время в Петербурге теоретиков-марксистов для написания манифеста был привлечён П.Б. Струве, "легальный марксист". Окончательная редакция принадлежала С.И. Радченко, соратнику В.И. Ленина по Петербургскому "Союзу борьбы за освобождение рабочего класса". [14] Манифест издан в апреле 1898 отдельным листком. В нём указывалось, что РСДРП продолжает дело и традиции всего предшествовавшего революционного движения в России, но избирает другие пути и использует иные средства борьбы. Ближайшей задачей ставилось свержение самодержавия и завоевание политической свободы для народа. Решение этой задачи рассматривалось как необходимое условие для дальнейшей борьбы рабочего класса за социализм. Манифест подчёркивал решающую роль российского пролетариата в грядущей революции, рассматривал РСДРП как часть международного социал-демократического движения. Манифест имел большое значение как первый документ российской социал-демократии, определивший, хотя и в краткой, самой общей форме, демократические и социалистические задачи российского пролетариата и его партии. [15] "Мы признаем себя членами этой партии, - писал В.И. Ленин, - вполне разделяем основные идеи "Манифеста" и придаем ему важное значение, как открытому заявлению ее целей". [16]

Все члены, избранного I съездом РСДРП, ЦК и большинство делегатов были тут же арестованы; многие представленные на съезде организации были разгромлены полицией. Находившиеся в сибирской ссылке руководители "Союза борьбы" решили объединить разбросанные по стране многочисленные социал-демократические организации и марксистские кружки с помощью газеты.

После окончания ссылки в феврале 1900 года Ленин, Мартов и А.Н. Потресов объезжают российские города, устанавливая связи с местными организациями.

После окончания ссылки в июле 1900 Ленин покидает Россию; живет в Мюнхене, Лондоне, Женеве. У него созревает свой план создания социал-демократической партии как организации профессиональных революционеров, ядром которой должна стать общероссийская политическая газета "Искра". Именно в это время (1902) впервые появляются статьи, подписанные партийным псевдонимом Ленин. Он становится одним из редакторов "Искры" и вместе с Плехановым и Мартовым готовит второй съезд Российской социал-демократической партии (РСДРП), который состоялся в июле-августе 1903 в Брюсселе-Лондоне.

29 июля 1900 года Ленин в Швейцарии проводит с Плехановым переговоры об издании газеты и теоретического журнала. [17]

В редколлегию газеты, получившей название "Искра" (позже появился и журнал - "Заря"), вошли три представителя эмигрантской группы "Освобождение труда" - Плеханов, П.Б. Аксельрод и В.И. Засулич и три представителя "Союза борьбы" - Ленин, Мартов и Потресов. В среднем тираж газеты составлял 8000 экземпляров, а некоторых номеров - до 10000 экземпляров. Распространению газеты способствовало созданию сети подпольных организаций на территории Российской империи.

В декабре 1901 года Ленин впервые подписал псевдонимом "Ленин" одну из своих статей напечатанных в "Искре".

В 1902 году в работе "Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения" Ленин выступил с собственной концепцией партии, которую он видел централизованной боевой организацией. В этой статье он пишет: "Дайте нам организацию революционеров, и мы перевернём Россию!".

Восстание под предводительством Ивана Болотникова (1606-1607 гг. )
Холопство было неоднородным социальным слоем. Верхи холопов, приближенные к своим владельцам, занимали достаточно высокое положение. Не случайно многие провинциальные дворяне охотно меняли свой статус на холопий. И. Болотников, по-видимому, принадлежал к их числу. Он был военным холопом А. Телятевского и, скорее всего дворянином по свое ...

Политико-правовые учения в Зап. Европе 16-17 вв. (Н. Макиавелли, Ж. Боден)
XVI век — век великих духовных, культурных, политических, религиозных перемен и потрясений в жизни Европы. К концу XV в. культура Возрождения (Ренессанса), зародившаяся в итальянских городах-государствах еще в XIV в., распространилась в других странах Западной Европы. Бурные процессы той эпохи обусловили глубокие изменения в идеологии ...

К морю
«России нужна вода». Эти слова…стали девизом его (т.е. Петра) жизни. К. Маркс. Секретная дипломатия XVIII в. 1695 год можно считать переломным в жизни Петра. Позади остались годы военных забав, почти полностью поглощавших его помыслы и энергию. Вспоминая эти годы, Петр писал: «Хотя в ту пору, как трудились мы под Кожуховом в марсовой ...