Участие Ленина в работе II съезда РСДРП (1903 год)Страница 2
Противники Ленина усматривали в его формулировке попытку создать не партию рабочего класса, а секту заговорщиков. [22] Предложенная Мартовым формулировка 1-го пункта была поддержана 28 голосами против 22 при 1 воздержавшемся; но после ухода бундовцев и экономистов группа Ленина получила большинство при выборах в ЦК партии. Это случайное, как показали дальнейшие события, обстоятельство навсегда разделило партию на "большевиков" и "меньшевиков".
Но, по существу, раскололи искровцев не споры об уставе, а выборы редакции "Искры". [23] С самого начала в редколлегии не было взаимопонимания между давно оторванными от России и от рабочего движения представителями группы "Освобождение труда" и молодыми петербужцами. Спорные вопросы не решались, поскольку раскалывали редколлегию на две равные части. Ещё задолго до съезда Ленин пытался решить проблему, предложив ввести в редколлегию Л.Д. Троцкого в качестве седьмого члена. Но предложение, поддержанное даже Аксельродом и Засулич, было решительно отвергнуто Плехановым. [24] Неуступчивость Плеханова побудила Ленина избрать другой путь: сократить редакцию до трех человек. Съезду - в тот момент, когда сторонники Ленина уже составляли большинство, - была предложена редколлегия в составе Плеханова, Мартова и Ленина. "Политическим руководителем "Искры", - свидетельствует Троцкий, - был Ленин. Главной публицистической силой газеты был Мартов". [25] И тем не менее удаление из редакции пусть и мало работающих, но уважаемых и заслуженных "стариков" и Мартову, и самому Троцкому показалось неоправданной жестокостью. [26] Съезд небольшим большинством поддержал предложение Ленина, но Мартов отказался работать в редколлегии; его сторонники, среди которых оказался теперь и Троцкий, объявили бойкот "ленинскому" ЦК и отказались сотрудничать в "Искре". Ленину ничего не оставалось, как выйти из редакции; оставшийся в одиночестве Плеханов восстановил прежнюю редколлегию, но уже без Ленина, - "Искра" стала печатным органом фракции меньшевиков.
После съезда обеим фракциям пришлось создавать собственные структуры; при этом обнаружилось, что съездовское меньшинство имеет за собой поддержку большинства членов партии. Большевики же остались без печатного органа, что мешало им не только пропагандировать свои взгляды, но и отвечать на резкую критику оппонентов, - лишь в декабре 1904 года была создана газета "Вперёд", ненадолго ставшая печатным органом ленинцев.
Ненормальное положение, сложившееся в партии, побуждало Ленина в письмах в ЦК (в ноябре 1903 года) и Совет партии (в январе 1904 года) [27] настаивать на созыве партийного съезда. Не найдя поддержки со стороны оппозиции, фракция большевиков в конце концов взяла инициативу на себя.[28]
На открывшийся в Лондоне 12 (25) апреля 1905 года III съезд РСДРП были приглашены все организации, но меньшевики от участия в нём отказались, объявили съезд незаконным и созвали в Женеве собственную конференцию, - раскол партии таким образом был оформлен. [29]
Итак, II съезд РСДРП усилиями Ленина был расколот на две фракции: Плеханов и Мартов (меньшевики) склонялись к классической европейской социал-демократии, Ленин (большевики), основоположник партии нового типа, ратовал за строжайшую партийную дисциплину, безусловное подчинение меньшинства большинству, вертикальную структуру подчинения. Цель такой организации - не завоевание парламентского большинства, а захват власти вооруженным путем. Ставшая известной ленинская фраза "прежде, чем объединиться, надо решительно размежеваться" становится его принципом партийного строительства. В дальнейшем до Октябрьского переворота Ленин неоднократно размежевывался, откалывался, раскалывал политические фракции и группки.
Республика Советов
Период с Октября 1917 г. по март 1918 г. характеризуется установлением Советской власти по всей стране. В 79 городах из 97 она была установлена мирным путем. Началась организация системы управления страной. К лету 1918 г. Советом ВЦИК и Совнаркомом было принято около 700 декретов, ставших основой будущего законодательства. Учреждались с ...
Еврейские учебные заведения в Беларуси в конце XIX–начале XX в.
В конце XIX–начале XX в. развитие национального движения приводит к развитию систем национального образования на иврите и на идиш.
Образование евреев в Беларуси в конце XIX – начале XX в. включало:
а) начальное образование (неорганизованные школы, хедеры и организованные училища);
б) обучение в общих учебных заведениях (средняя и выс ...
Основные этапы человеческой истории
В настоящее время мы проходим рубеж смены эпох, завершения одного исторического периода и вступление современного мира в качественно новую фазу своего развития. Об этом свидетельствуют многие идущие во всепланетарном масштабе процессы. Во-первых, наступление новой стадии научно-технического прогресса, получившей название информационной, ...
