Участие Ленина в работе II съезда РСДРП (1903 год)
Страница 3

Историческая летопись » Начало революционной деятельности В.И. Ленина » Участие Ленина в работе II съезда РСДРП (1903 год)

В этой обстановке партийной борьбы возник термин "ленинизм".

Термин "ленинизм" впервые был введен Мартовым в 1904 для обозначения якобинских взглядов и методов в теории и практике революции. В советское время ленинизм определялся как творчески развитый марксизм применительно к эпохе империализма. Однако, согласно Марксу, смена одной экономической формации (в том числе и путем социальной революции) может произойти только в том случае, если производительные силы не могут более развиваться в рамках данных производственных отношений, следовательно, социалистическая революция может произойти только в самых развитых капиталистических странах. Ленин, отвергая это марксово положение, создает теорию победы социалистической революции в "слабейшем звене империалистической цепи", в России. Маркс также считал невозможным союз пролетариата и крестьянства - Ленин делает ставку на этот союз. Кроме того, Маркс объяснял революционность пролетариата действием "закона относительного и абсолютного обнищания пролетариата".

Ленин не мог не видеть, что с предсказанием абсолютного обнищания пролетариата Маркс ошибся и что рабочий класс западноевропейских стран вряд ли пойдет на баррикады, поскольку ему уже было, что терять. Ленин не раз отмечал, что в Швейцарии, жизнь в которой он знал не понаслышке, революции никогда не будет. Сосредоточившись на России, он в своей книге "Две тактики социал-демократии в демократической революции" (1905) утверждал, что, поскольку в России пролетариат является гегемоном буржуазно-демократической революции, это открывает путь к установлению "диктатуры пролетариата и крестьянства" и переходу к социалистической революции.

По словам Н.А. Бердяева, Ленин был теоретиком революции в отличие от Плеханова, теоретика марксизма. А революция для него являлась средством захвата политической власти в целях осуществления коммунистического эксперимента.

Отношение Ленина к власти удивительным образом роднит его и с Петром Великим и Николаем I, которые приписывали ей магические свойства волшебной палочки. Ленин был убежден в том, что неукротимая воля совокупно с сильной централизованной властью сильнее уклада жизни, многовековой религиозной веры, уровня развития материальных сил и культуры народов России.

Страницы: 1 2 3 

Реформы Александра I
Александр I занял престол в возрасте 23 лет. Он был подготовлен к своей венценосной роли и имел сложившиеся представления об управлении страной. Взгляды Александра I отличались гуманистической направленностью, чему способствовали его учителя: русский священник-протоиерей Самборский А. А. и швейцарский просветитель Лагарп Ф. Оба они стре ...

Система просвещения и образования в Пермском крае в XVIII веке
В следующем параграфе автор рассматривает причины возникновения потребности в создании учебных заведениях в Пермском крае, особенности развития образовательных и просветительных учреждений, обращается к персоналиям, чья деятельность была направлена на сферу образования и просвещения в крае, выявляет проблемы формирования сферы просвещен ...

Ход восстания
Возвращаясь с богомолья из Троицко-Сергиевской лавры, молодой царь Алексей Михайлович был облеплен челобитчиками, просившими царя сместить с должности начальника Земской управы Л. С. Плещеева, мотивируя это желание несправедливостью Леонтия Степановича (он брал взятки, творил несправедливый суд), но со стороны государя не произошло ника ...