Восстание декабристов 1825 года
Страница 1

Историческая летопись » Восстание декабристов 1825 года

В первой четверти XIX в. борцами против крепостничества и самодержавия выступили революционеры-декабристы. Восстание декабристов положило начало революционному движению в России.

Объективное содержание и характер идеологии дворянских революционеров были буржуазно-революционными, так как дворянские революционеры выступали против феодального землевладения, крепостного права, против государственного порядка, обеспечивавшего господство дворян. Идеи и цели дворянских революционеров отвечали интересам народных масс.

В. И. Ленин различал три основных этапа в истории освободительной борьбы русского народа: дворянский (1825— 1861 гг.), разночинский, или буржуазно-демократический (1861—1895 гг.), пролетарский (с 1895 г.). В статье «Памяти Герцена» В. И. Ленин так характеризовал историю революционного движения в России: « .мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции. Сначала — дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию.

Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями «Народной воли». Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом. «Молодые штурманы будущей бури» — звал их Герцен. Но это не была еще буря.

Буря — это движение самих масс. Пролетариат, единственный до конца революционный класс, поднялся во главе их и впервые поднял к открытой революционной борьбе миллионы крестьян. Первый натиск бури был в 1905 году».

Идеи декабристов отразили общественный подъем, вызванный войной 1812 г. Дворянские революционеры выступили создателями передовой идеологии. Они отстаивали принципы ведения хозяйства на капиталистических началах, буржуазные свободы, идеи технического прогресса, свободу труда и предпринимательства, выступали с критикой религии и поповщины. Передовые взгляды складывались задолго до восстания 1825 г., а их распространению способствовало появление в России тайных революционных организаций. Первыми тайными обществами, предшествовавшими формированию декабристских организаций, были «Союз спасения» (возник в Петербурге в 1816 г.) и «Союз благоденствия» (основан в Москве в 1818 г.). В 1821 г. в Тульчине было создано Южное общество. Программу этого общества, получившую название «Русская правда», разработал П. И. Пестель. Согласно «Русской правде», самодержавие уничтожалось, Россия объявлялась республикой единой и неразделяемой. Всем гражданам предоставлялись равные права. Крестьяне освобождались от крепостной зависимости и наделялись землей без выкупа.

Свержение самодержавия должно было произойти путем военного переворота после чего устанавливается Временное верховное правление. В задачу Временного верховного правления входило подготовить народ к конституции и обеспечить созыв Народного веча. Для установления республиканского режима Пестель считал необходимым убийство царя и всех членов императорской фамилии.

Высшими органами республики по «Русской правде» являлись: однопалатный парламент — Народное вече, Державная дума (5 лиц, избираемых Народным вечем сроком на 5 лет), президент, функции которого в течение одного года выполнял один из членов Державной думы. Провозглашалось всеобщее избирательное право. Правом избирать и быть избранным пользовались все граждане без исключения.

В 1822 г. в Петербурге оформилось Северное общество. Одним из руководителей этого общества — Н. М. Муравьевым — был составлен конституционный проект. По этому проекту Россия провозглашалась конституционной монархией, где обеспечивалось равенство граждан перед законом и гарантировались буржуазные свободы. Крепостное право отменялось.

По «Конституции» Муравьева Россия должна была стать федерацией, состоящей из «держав» и областей. Законодательная власть осуществлялась двухпалатным парламентом — Народным вечем. Исполнительная власть принадлежала наследственному императору. Однако Муравьев не отвергал возможности организации в России республики. При этом правом избирать наделялись только те лица, которые имели движимое и недвижимое имущество стоимостью 500 руб. Правом быть избранным пользовались лица с еще более высоким имущественным цензом.

Дворянская ограниченность декабристов особенно проявилась при решении ими земельного вопроса. Так, «Русская правда» Пестеля не ликвидировала полностью феодальное землевладение, хотя и наносила ему существенные удары. Предусматривалась конфискация половины земель у тех помещиков, которые владели 10 тыс. десятин и более. У остальных помещиков половина земли отчуждалась за вознаграждение. По «Конституции» Муравьева земли помещиков сохранялись за ними в гораздо большем размере, чем по проекту Пестеля. Если по «Русской правде» Пестеля крестьяне получали половину всех земель, то по проекту Муравьева — только приусадебную землю и по 2 десятины пахотной земли на двор.

Страницы: 1 2

Спортивная наследственность от отцов к сыновьям
Не только доброй традицией, но и весьма желательным элементом хорошего тона считалась в аристократической семье агонистическая преемственность от отцов к сыновьям. Знаменитая спортивная наследственность никогда не ускользала от внимания зрителей и, разумеется, поэтов. Победитель-сын и победитель-отец в прямом смысле и переносном взаимно ...

Семья, семейные отношения
Семейные отношения видимо играли в Вавилоне достаточно большую роль, т. к. им в Законах Хаммурапи уделяется немало внимания, поэтому на них стоит остановиться подробнее. Брак в Вавилоне, как и везде, считался законным при соблюдении определенных юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетеля ...

Население Северной Америки древнейших времен. Архаический период
Накопленные археологической наукой знания позволяют ныне проследить последовательную смену прогрессивно развивавшихся на территории Северной Америки индейских обществ на протяжении почти одиннадцати тысячелетий. Археологи установили сосуществование на территории континента двух древнейших палеоиндейских культурных традиций: 1) культуры ...