Ополчение
Страница 2

Историческая летопись » Смутное время. Проблема выбора между западом и востоком » Ополчение

Осенью 1611 года староста Нижнего Новгорода Козьма Минин обратился с призывом к русскому народу о создании нового ополчения. Он давно уже завоевал в городе репутацию честного, неподкупного, справедливого человека. Минин считался гениальным человеком, с большим самостоятельным умом. Он соединял способность глубоко чувствовать, проникаться идеей до забвения себя и вместе с тем оставаться практическим человеком, умеющим начать дело, организовать его, воодушевить им толпу. Его главная заслуга в том, что он сумел дать всеми владевшей идее конкретную жизнь; каждый в то время думал, что надо спасать веру и царство, а Минин первый указал как надо спасать. Он не был простым мужиком. Он торговал и был одним из видных людей в городе. Управляя делами нижегородской податной общины, он должен был привыкнуть вести большое хозяйство города и обращаться с большими деньгами, которые собирались земскими старостами в уплату податей. Мимо него не проходила ни одна грамота, ни одна политическая новость. Он следил за положением дел, обсуждал дела к городских сходках, которые вошли в обычай в городах, благодаря обстоятельствам смутного времени, напоминали собой древнее вече.

На одном из таких собраний, под влиянием грамот и вестей от патриарха Гермогена, Минин поднял посадских тяглых людей на то, чтобы собрать деньги на ополчение и сформировать само ополчение. Люди несли все, что могли - деньги, украшения, драгоценности. Позднее этот патриотический порыв получил и организационное закрепление. Горожане постановили, чтобы каждый хозяин дал на снаряжение войска одну пятую часть своего имущества и доходов. Этот взнос стал называться «пятой деньгой». Решение выплачивать его вслед за мирянами приняло и духовенство.

Теперь начался поиск воеводы. Свой выбор нижегородцы остановили на 33-летнем князе Дмитрии Михайловиче Пожарском. О нем говорили как о смелом, опытном военачальнике, патриоте, не связанным ни с казаками, ни с Вором, ни с иностранными интервентами. О личности Пожарского много писали и спорили. Так, по мнению Н.И. Костомарова, это была весьма честная посредственность, которой выпало на долю сделать много потому, что другие умело направляли этого человека. Споря против такого взгляда, Забелин следит за действиями Пожарского с 1608 г., отмечает постоянную успешность его военных действий, находит в нем достаточно личной самостоятельности и инициативы и приходит к заключению, что Пожарский был талантливый воевода, честный и самостоятельно думающий человек.

Весной 1612 года ополчение двинулось к Ярославлю, где было создано временное правительство России «Совет всея земли» во главе с руководителями ополчения. Появилась Боярская дума, приказы, которые начали повседневную работу по устроению страны. Отсюда рассылали грамоты по всей России с просьбой о помощи людьми и деньгами. Совет обращался за поддержкой не только к русским людям, но и к татарам, мордовцам, удмуртам, чувашам, башкирам, народам Севера и Сибири. Закон, стабильность были нужны всем народам. Новое правительство предприняло ряд дипломатических шагов. Оно попыталось урегулировать отношения со Швецией, так как было очень опасно двигаясь на Москву, оставлять в тылу враждебное шведское войско. Минин и Пожарский не имели права рисковать, так как судьба страны висела на волоске. Была нужна полная победа. А для этого необходима тщательная подготовка: военная, хозяйственная, политическая.

27 июля 1612 года рать двинулась на Москву. Пройдя Ростов и Переяславль-Залесский, остановилась недалеко от Троице-Сергиева монастыря, где полки отдохнули и получили благословение церковных деятелей. Здесь же Пожарскому донесли, что на Москву спешит войско гетмана Ходкевича, который стремился овладеть Москвой раньше, чем Пожарский подойдет к городу, затем ворваться в Кремль и спасти осажденный польский гарнизон. Однако отряды Пожарского успели вовремя, они опередили поляков всего на несколько часов. Воевода расставил свои полки полукружьем на левом берегу Москвы-реки.

Страницы: 1 2 3 4

Книгопечатание
Книгопечатание в России возникло во второй половине XVI века, было издано около 20 книг, в XVII веке – 382, в XVIII веке только один Н. И. Новиков издал свыше 1000 книг. Печатная книга становиться оружием просветителей в борьбе с духовным и политическим гнетом, представляет собой напряженную борьбу за национальную культуру, за свободу м ...

Становление восточнославянского этноса
Выделение древнейших славян (праславян) из индоевропейской языковой и этнической общности обычно относят к эпохе бронзы (II тыс. до н.э.), когда племена перешли к кочевому скотоводству и широко расселились по Евразии. На территории Волго-Окского междуречья праславян представляла фатьяновская культура. Пришедшая ей на смену культура пол ...

Б. А. Тураев как религовед
Больше всего Тураева интересовало в истории древнего Востока история культуры древневосточных обществ в ее самых разнообразных достижениях и духовная жизнь народов древнего Востока, и в первую очередь их религия, с которой в те отдаленные от нас времена так или иначе были связаны и другие аспекты духовной жизни. в своих трудах Б. А. Тур ...