Ход восстания
Страница 2

Историческая летопись » Крестьянские войны » Ход восстания

Убежденность К. Булавина и И. Лоскута (казацкого полковника), их глубокая вера в торжество народного дела оказали сильное влияние на казаков городка. Те пошли за булавинцами. Под знамёна булавинцев становились всё новые и новые городки.

Но как только в Черкасске узнали о событиях в Шульгинском, атаман Л. Максимов и ближайшие к нему старшины наспех собрали войско и выступили против повстанцев. 18 октября состоялся бой в двух верстах от Закотного городка войска старшин и войска повстанцев. В результате боя повстанцы понесли поражение, но самого Булавина и многих его сподвижников захватить не удалось.

Тем временем во многих городах на Донце стали возникать отряды из казаков, которые впоследствии примыкали к войску Булавина.

В Черкасске Булавин убедился, что многие казаки и такие видные старшины, как Зерщиков и Поздеев, намерены продолжать борьбу против царских властей. Очевидно, старшины одобрили намерение Булавина подключить к выступлению запорожских казаков.

Поэтому Булавин отправляется в Запорожскую сечь с тем чтобы уговорить казаков участвовать в повстанческом движении. В своей речи атаман обращается к раде за разрешением "поднять охотное войско" (добровольцев), на жалование которому он обещал дать 7000 червонных. Обращаясь к казакам, Булавин призывал их не только защищать свои права, но "идти на Русь". Атаман обращается к казакам принять участие в восстании. "Атаманы молодцы, дородные охотники, вольные всяких чинов люди, воры и разбойники. Хто похочет с военным походным атаманом Кондратием Афонасьевичем Булавиным, хто похочет с ним погулять по чисту полю, красно походить, сладко попить до поесть, на добрых конях поездить, то приезжайте в терны вершины самарские. А са мною силы донских казаков 7000, запорожцев 6000, Белые орды 5000 ".

Призывы К. Булавина находили поддержку среди подавляющего большинства населения Дона. Однако были и такие отдельные казачьи группы, которые зимой принимали активное участие в борьбе против воставших и поддерживали мероприятия войсковых властей.

"Прелестные письма" К. Булавина сыграли огромную роль в деле распространения восстания на новые территории, включения в борьбу широких масс трудящегося населения. Написанные ярким, образным языком, они выражали многовековое стремление угнетенного люда к справедливости. В них проявлялся решительный протест против произвола и деспотизма помещиков и государственной власти. Интересно "прелестное письмо", написанное в Пристанском городке в марте 1708 года. Письмо представляло собой обращение к широким народным массам и было адресовано "в русские города. . . также и в села и в деревни ". В нём названы враги с которыми надо вести борьбу. Это "князья" и "бояре" -традиционный враг восставшего народа в период всех восстаний и Крестьянских войн прошлых времён, а также новый противник, появление которого связано с реформами первой четверти восемнадцатого века - ненавистные всему народу "прибыльщики" и "немцы". Настороженное отношение широких слоев населения страны к иноземцам объяснялось прежде всего тем, что из их среды выходило немало угнетателей. Отдельные иностранцы - Виниус, Койет, Марселис и т. д. - становились владельцами мануфактур с жестокой эксплуатацией вольнонаемного, а особенно принудительного труда. А в конце 17 - начале 18 века в России появилось еще больше иностранцев, чем когда бы то ни было до этого. С ними население города и деревни связывало нередко и новые тяжелые повинности, и многие непривычные изменения в быту, зачастую насильно насаждавшиеся властью и вызывавшие в народе большое раздражение. Среди крестьян, посадских людей и казаков было распространено мнение о том, что "немцы" оказывали влияние на царя и даже управляли им. Однако в призывах Булавина проявлялся и характерный для русского крестьянства и казачества наивный монархизм - "стоять за дом пресвятыя богородицы" и "за благочестивого царя".

Страницы: 1 2 3

 Брахманизм.
Данная религия направлена на утверждение верховенства знати. Основное произведение - "Законы Ману". Члены всех варн в принципе свободны, так как рабы - вне варн. Но сами варны и их члены - неравноправны: две первые варны - господствующие, две другие (вайшьи и шудры) - подчиненные. Основные положения: 1. Многобожие. 2. Зако ...

 Легизм.
Основатель легизма - Шан Ян (390 - 338 г. г. до н. э.). Его взгляды изложены в трактате ("Книга правителя области Шан"). Шан Ян был министром земледелия в период территориальной раздробленности, является инициатором реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Ещё один теоретик легизма - Хан Фэй (III в. до н. э ...

Средневековая европейская цивилизация
Под «средневековой цивилизацией Запада» мы склонны понимать тот тип общества, который сложился в Западной Европе в результате синтеза античных, варварских и христианских традиций. От античности этот тип общества унаследовал идеи империи, понтификального авторитета, римского права и собственности. От варварства средневековая цивилизация ...