Возникновение судостроения и эпоха парусного флотаСтраница 2
С развитием науки и техники постепенно увеличивались размеры судов, и совершенствовалось парусное вооружение, а также создавались новые навигационные приборы и судовое оборудование. Однако гребные военные корабли, которые впоследствии называли галерами, участвовали в морских сражениях еще сравнительно недавно — около 200—300 лет тому назад. На галерах в качестве вспомогательного движущего средства устанавливали паруса. Первые парусные торговые суда появились в Древнем Египте около 3000 лет до н. э.
Первыми чисто парусными судами можно считать появившиеся в Европе в XIII в. нефы — одномачтовые суда с высокими бортами и башнями в носу и корме. В кормовой башне в несколько ярусов размещались каюты, а также командный пост управления судном. Нефы были широкими, тихоходными и отличались большой грузоподъемностью (до 1000 т груза или до 800 пассажиров), имели изогнутые штевни. В качестве руля на них использовалось рулевое весло.
В эпоху Великих географических открытий наибольшее распространение получили каравеллы — трех- или четырехмачтовые суда с очень высокой кормой, низким носом и сложной системой парусов.
Расширение торговли между странами, а следовательно и мореплавания требовало увеличения грузоподъемности и скорости судов, улучшения их мореходных качеств и увеличения боевой мощи. Так появились быстроходные галеоны, флейты пинасы, а затем фрегаты — трехмачтовые корабли с двумя артиллерийскими палубами. Их скорость достигала 10 уз (18,5 км/ч) Двухмачтовые парусные суда с прямыми парусами называли Оригами. Барки имели три или четыре мачты: кормовая мачта несла косые паруса, а остальные мачты — прямые.
Основным типом торгового парусного судна в XV-XVI вв. была шхуна с двумя-тремя или более мачтами и косыми парусами Шхуны считались наиболее экономичными судами, так как с управлением косым парусным вооружением легко справлялась сравнительно небольшая команда. Однако эти суда были неустойчивы
В России XV—XVI вв. регулярного морского флота не было — строили лишь отдельные морские суда. Однако и на них русские мореходы совершили немало выдающихся морских путешествий (плавания Афанасия Никитина в Персию, Индию и Африку, Семена Дежнева через Берингов пролив, Ерофея Хабарова вдоль Северо-Восточного побережья Азии и др.).
Новый этап в развитии русского судостроения начался в XVII в. В. 1669 г. на верфи в Дединове (на р. Оке) был построен первый русский военный корабль "Орел". В 1696 г. Боярская дума по предложению Петра I приняла решение — "морским судам быть" Выдающуюся роль в создании русского военно-морского флота сыграл Петр I. Под его руководством начинается постройка судостроительных верфей в Петербурге, Архангельске, Олонце, Старой Ладоге, Новгороде, Воронеже — всего около 30. Особое внимание уделялось развитию русской Корабельной науки. Основанные по инициативе Петра I Морская академия (1716 г.) и Академия наук (1724 г.) сыграли значительную роль в развитии судостроительной науки. В 1749 г. в Петербурге был издан первый в мире классический труд по теории корабля "Корабельная наука", созданный членом Петербургской Академии наук выдающимся ученым Л. Эйлером. К концу XVIII в. Россия превратилась в могущественную морскую державу.
Эпоха парусного флота закончилась в начале XIX в.
Летописное предание о крещении князя Владимира.
О том, как крестился князь Владимир и как он крестил свой народ, на Руси существовало много преданий. Не помня точных обстоятельств дела, одни рассказывали, что князь крестился в Киеве; другие указывали место его крещения в городе Василеве (в 35 верстах от Киева); третьи говорили, что он принял крещение в Крыму, в греческом городе Корсу ...
Монголы и традиции кочевников. Территория и
общественное устройство Монгольского государства
Страна, которую сейчас называют Монголией, была родиной кочевников за много столетий до того, как мир узнал о монголах. Она входит в особую полосу степей Северного полушария, которые простираются от Венгрии до Маньчжурии южнее лесной полосы. С юга, в отличие от западных степей, ее не ограничивают ни внутренние моря, ни горы, а всего лиш ...
Начало освободительной войны. Свержение власти шляхетской Польши на Украине. Причины, характер и движущие силы освободительной борьбы.
Богдан Хмельницкий
В конце 40-х годов XVII в. феодально-крепостническое угнетение народных масс Украины – особенно усилилось. Крестьяне работали на барщине по пять-шесть дней в неделю, отбывали массу других повинностей, а также платили обременительные государственные налоги. Они находились в полной личной зависимости от своего владельца, который мог их пр ...