Общественно-политические движения в странах Европы как последствия Первой мировой войны. Складывание революционной ситуации в Германии. Веймарская республика.
Страница 3

Историческая летопись » Влияние Первой мировой войны на общественно-политические процессы в странах Европы » Общественно-политические движения в странах Европы как последствия Первой мировой войны. Складывание революционной ситуации в Германии. Веймарская республика.

Правое крыло Учредительного собрания образовывали Немец­кая народная партия и Немецкая национальная народная партия, обладавшие каждая 44 депутатскими мандатами. ННП под руковод­ством Густава Штреземана являлась право-республиканской парти­ей, в которую влилось большинство национал-либералов. Ее програм­ма опиралась на идею «сильного национального государства» и от­каз от форсированных политических и экономических реформ либерального толка. ННП активно поддерживалась протестантскими кругами. НННП Альфреда Хугенберга включила в себя самые разнообразные группировки консервативного толка, объединенные националистическими идеями и почти нескрываемой неприязнью к республиканскому строю[6, C. 267]. Скромные позиции националистических сил в Учредительном собрании не отражали их истинного влияния в стране. По мере эскалации насилия в последние месяцы револю­ции, возвращения к мирной жизни тысяч демобилизованных сол­дат, ухудшения международного положения Германии демократи­ческие силы утрачивали позиции. Впрочем, пока участие в прямых, всеобщих, тайных выборах 83 % избирателей не позволяло ставить под сомнение легитимность Учредительного собрания [6, C. 268].

31 июля 1919 г. была принята новая конституция Германии (получившая название Веймарской — по месту работы Учредительного собрания). Ее ос­новополагающими принципами провозглашались народный суверенитет, на­родное единство, свобода, социальная справедливость. Конституция не лик­видировала Германскую империю, но закрепляла президентско-парламентский республиканский строй и федеративное устройство. Бывшие «союзные государства» преобразовывались в земли со своими представительными орга­нами — ландтагами — и равным правовым статусом. Веймарская конститу­ция провозглашала приоритет имперского права над земельным, значитель­но ограничивая прерогативы земель в области законодательства и финансо­вой сферы. Верхняя палата парламента — Рейхсрат (Имперский совет) — обладала лишь правом отлагательного вето, а также участия в организации референдумов и конституционных изменений. В ее состав входили предста­вители земельных ландтагов в зависимости от численности населения земель. Нижняя палата парламента — Рейхстаг — обладала наибольшими полномочи­ями в системе власти, в том числе контролируя законодательный процесс. Рейх­стаг избирался на 4 года в ходе прямых, всеобщих, тайных выборов с 20-летним возрастным цензом. Противовес значительным полномочиям, Рейхстага соста­вили прерогативы президента, также избираемого всенародно и на достаточ­но длительный срок — 7 лет. Президент рассматривался как внепартийный арбитр, гарант стабильности республиканского строя и единства империи. Президент обладал правом назначения и увольнения главы правительства — рейхсканцлера (который не обязательно представлял наибольшую фракцию парламента, но нуждался в одобрительном вето Рейхстага), по предложению канцлера — имперских министров, а также всех высших должностных лиц империи. Президент являлся главнокомандующим, представителем империи в международных делах, имел право на введение чрезвычайного положения. Предоставляя главе государства столь широкие полномочия, авторы Консти­туции полагали, что всенародный характер выборов президента является до­статочной гарантией против угрозы личной диктатуры[6, C. 275].

Помимо государственного устройства, Веймарская конституция подроб­но регламентировала многие вопросы, связанные с правами и свободами лич­ности, общественной жизнью, социально-экономической сферой. Провозгла­шалось равенство всех перед законом, равенство мужчин и женщин, равен­ство «инакоязычных частей населения империи», неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки, свобода слова и передвижения, свобода образования союзов и обществ, свобода совести. Церковь как общественная корпорация отделялась от государства. Конституция вводила всеобщее обя­зательное школьное обучение, возлагала на государство обязанность поддер­живать предпринимателей, средние слои и рабочих, а также ответственность за осуществление социализации средств производства на компенсационной основе в интересах нации. Многие статьи по частным вопросам также опирались на идеи социальной зависимости и социальной ответственности граж­дан в отношениях между собой и с государством. Таким образом, Веймарская конституция стала первой конституцией нового типа, преодолевающей тра­диции классической либеральной конституционной модели. Учитывая тра­диции либерального конституционализма (прежде всего, американского) в организации властной структуры общества, авторы Веймарской конституции попытались создать демократический вариант государства с ярко выражен­ной социальной ориентацией. Этот опыт оказал огромное влияние на разви­тие мирового конституционного процесса в XX в., однако имел существен­ные недостатки с точки зрения специфики послевоенного немецкого обще­ства. Веймарская конституция предполагала наличие развитого гражданского общества, устойчивой консенсусной политической культуры, всеобщего при­знания демократических ценностей. В условиях же колоссального комплекса противоречий, отражающего особенности развития Германии на рубеже XIX — XX вв., самая демократическая и совершенная конституция своего времени оказалась мертворожденной.

Страницы: 1 2 3 

Учение И. Канта о государстве и праве
Иммануил Кант (1724-1804 гг.) - родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права - был профессором Кенигсбергского университета. Учение Канта сложилось в начале 70-х гг. XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии. Свои социал ...

Сатьяграха, ахимса, свадеши и сварадж в учении Ганди
Ахимса, свадеши, сварадж и сатьяграха — четыре столпа политической теории и практики Ганди. Конечно, политические взгляды Махатмы неразрывно связаны с его религиозными, нравственными и философскими убеждениями. И в полной мере постигнуть суть только лишь одной из этих подсистем без глубокого изучения других невозможно. Тем не менее, огр ...

Версия о "чудесно спасшихся" членах семьи Николая II
Таинственность убийства и сокрытия останков семьи Николая II еще в 1918 г. породила первых самозванцев. Юношу, выдавшего себя за царевича Алексея, разоблачили сразу. Тут же появилась и первая "Анастасия", за которой последовали многие другие, среди них небезызвестная Анна Андерсен. На сегодня "чудесно спасшиеся" с их ...