Открытие Америки. Открытие Гренландии

Историческая летопись » История Северной Америки » Открытие Америки. Открытие Гренландии

Начало открытию европейцами Северной Америки положили в Х веке - за полтысячелетия до первой экспедиции Христофора Колумба - норманны (северные люди). Движение норвежских колонистов на запад, которое привело к открытию Гренландии, началось из Исландии. Невозможно, даже приблизительно установить, к какому времени относится первое известное нам плавание на запад от Исландии, приписываемое норвежцу Гунбьерну Ульфсону. Историки XIX-XX веков приурочивают это плавание к самым различным датам, и ни одна из них не может быть обоснована: одни авторы относят его к периоду первой колонизации Исландии норвежцами, то есть к семидесятым годам IX века, другие - к концу IX века, третьи - к первой четверти X века. Самая ранняя из предлагаемых дат - 870 год, самая поздняя - 920 год (К. Гассерт); Ф. Нансен осторожно указывает среднюю дату - около 900 года. Итак, между 870 и 920 годами норвежец Гунбьерн Ульфсон, направлявшийся в Исландию, был отброшен бурей далеко на запад и открыл ряд небольших островов, которые в "Ланднамабок" ("Книга землевладельцев") называют "шхерами Гунбьерна". За ними была видна гористая, покрытая снегом и льдом земля, но Гунбьерн не мог подойти к ней из-за тяжелых льдов. Первое плавание европейцев к берегам северо-восточной Америки совершено было в 985 году, совершил это плавание норвежец Бьярни Херюлфсон. Бьярни заявил, что тоже намерен идти туда; все дружинники поддержали его, хотя в Исландии их решение считали не разумным, так как никто из них еще не бывал в Гренландском море. Они подняли паруса и шли на запад три дня, пока не потеряли из виду горы Исландии. "Тогда стих попутный ветер и поднялся северный ветер на море и пал туман, так что они не знали, где находятся, и так длилось много дней. Наконец они снова увидели солнце и могли определить 8 стран света". Как только погода прояснилась они легли на прежний западный курс. Спустя сутки, Бьярни увидел землю, но это была не Гренландия. Подойдя поближе, они увидели, что низкая и поросла лесом и есть там только небольшие холмы. Бьярни приказал сменить курс с западного на северный. Через два дня мореплаватели снова увидели землю, но и эта земля была покрыта лесом, а в Гренландии - большие ледники, так что они подняли паруса и продолжали свой путь. Все комментаторы, признающие достоверность рассказа о Бьярни, сходятся на том, что в обоих случаях он и его спутники видели покрытые лесом американские берега. Но какие именно американские земли они видели? В этом отношении, после более чем векового спора, мнения расходятся: берег материка Северной Америки? Полуостров Новая Шотландия? Остров Ньюфаундленд? Да вряд ли этот вопрос можно разрешить на основании одного только короткого рассказа, не привлекая других материалов, кроме физической карты Северной Америки и карты ее растительности. А иных материалов пока нет. В древности и в средние века приморские народы Западной и Южной Европы твердо верили в существование в "Западном" (в атлантическом) океане островов с чудесной природой и мягким климатом; некоторые из таких"блаженных" или "счастливых" островов якобы служили убежищем для отшельников, изгнанников или целых народов, теснимых завоевателями. Уже Аристотель (IV век до н. Э.) сообщает об островах в океане по ту сторону "Столбов Геракла" (Гибралтарского пролива). Позднейшие авторы говорят, будто некоторые острова в океане, открытые еще древними финикийцами, стали убежищем для карфагенян после разрушения римлянами их родного города. В первом веке нашей эры об атлантических островах говорил Плиний, а несколько позднее (конец I или начало II века) Плутарх. Он помещает их вокруг Британии, а некоторые "священные" острова отодвигает гораздо западнее, на пять дней пути. Вполне вероятно, что эти сообщения, были основаны на действительных открытиях древними мореплавателями не только близких к северо-западной Африке, Канарских островов, но и более отдаленной Мадейры, а может быть, даже Азорских островов, расположенных примерно в полутора тысячах километрах к западу от Пиренейского полуострова. В XVIII-XIX веках можно проследить возрождение легенды (точнее, легенд, потому что их было несколько) о "блаженных" островах в западном океане. Как видно из книги ирландского монаха Дикуила, в монастырях его страны читали и перечитывали сочинения древних авторов, отыскивая в них прямые указания или намеки на существование далеких счастливых островов. Рассказы о действительных плаваниях ирландских аскетов к островам в северной части Атлантического океана смешивались с сообщениями древних авторов о райских островах в центральной части Западного океана. Так можно объяснить возникновение легенды о странствованиях "святого" Брандана и об открытом им острове. В конце XVI века Брандан отплыл якобы от берегов Ирландии в западном направлении вместе с группой своих последователей и учеников, блуждал в океане, нашел какой-то чудесный отдаленный остров, жил там и вернулся на родину после многолетнего отсутствия. Легенда эта, приукрашенная и расцвеченная народной фантазией, обошла почти все западноевропейские страны. Средневековые картографы показывали остров св. Брандана в самых пустынных частях Западного океана. Его наносили сначала к западу от Ирландии. Позднее, в XIV-XV веках по мере того, как в умеренной и субтропической полосе океана действительно открывались земли, не имеющие по своей природе ничего общего с райскими островами, как они описывались в легенде, остров св. Брандана "сползал" на картах все дальше к югу. На венецианской карте 1367 года этот остров стоит на месте Мадейры , а Мартин Бехайм на своем глобусе (1492 год) показывает его уже западнее островов Зеленого Мыса, близ экватора. Иными словами, остров св. Брандана стал "блуждающим" островом и в конце концов совершенно исчез, не дав своего имени ни одной реальной земле. Счастливее была судьба другого таинственного "блуждающего" острова - Бразил. Рожденный в средние века неизвестно чьей фантазией и утвержденный картографами ранее к юго-западу от Ирландии, остров Бразил отодвигался к югу и западу от европейских берегов, пока (в начале XVI века) не дал свое имя мнимому острову Нового света, расположенному у самого экватора, оказавшемуся восточной частью южно-американского материка. Именем этого фантастического острова "окрестили" в XVI веке огромную португальскую колонию (Бразилия). К западу от Гибралтарского пролива средневековая фантазия (вероятно, в XVIII-XIX вв.) утвердила "остров Семи городов". По испанско-португальской легенде, после того как мусульмане (мавры) разбили наголову христиан в битве при Хересе и распространили свою власть на весть Пиренейский полуостров (начало XVIII века), один архиепископ вместе с шестью епископами бежал на отдаленный атлантический остров, где они основали семь христианских городов. На картах этот фантастический остров появляется лишь в начале XV века, иногда рядом с другим, еще более таинственным островом с неразгаданным названием - Антилия. Открытие новых атлантических земель в XIV-XV веках отодвинули эти фантастические острова далеко на запад. Различна была их дальнейшая судьба. В середине XVI испанские конкистадоры напрасно искали "Семь городов" к северу от Новой Испании (Мексики), то есть в центре и на западе того материка, за которым во второй половине XVI века утвердилось название Северной Америки. Легендарное имя Антилия сохранилось до настоящего времени за вполне реальными островами (Большие и Малые Антильские острова). Впервые они названы так на карте Кантино 1502 год. Эти миражи сыграли большую роль в истории Великих открытий. Нанесенные по указаниям средневековых космографов на карты, они казались Х. Колумбу при составлении его проекта надежными этапами на западном морском пути от берегов Европы к "Индиям". А поиски "Семи городов" привели, как мы увидим, к открытию испанцами в середине XVI века внутренних областей Северной Америки - Бассейнов реки Миссисипи и Колорадо.

Исторические воззрения Б. А. Тураева
Написанная А. Б. Тураевым «История древнего Востока» – выдающийся научный подвиг, по размаху охвата, географического и хронологического (он доводит свой труд вплоть до позднего эллинизма), труд Б. А. Тураева исключителен. Б. А. Тураев был историком в самом широком смысле этого слова – его интересовала не только политическая история, но ...

Заселение Тагильского края. Формирование Тагильского края
Край - это определенная локально ограниченная, исторически сложившаяся территория, обладающая достаточно выраженными признаками единства природных и экономических условий, а также общностью исторических судеб жившего на этой территории населения. При этом границы края, составляющие его идеал, как правило, не остаются неизменными, подвер ...

Рабочие группы ИНХУКа и "объективный метод"
Общая тенденция к экспериментально-методическому анализу основ художественного творчества предопределила к началу 20 - х годов выявление в системе художественного образования, по крайний мере, трех основных требований, находивших широкую поддержку у наиболее радикально настроенной части студенчества. Во - первых, это требование "об ...