Колонисты и индейцы. Племена
С конца XV века с прибытием первых европейских путешественников, торговцев, рыбаков в Северной Америки начинается история евро-индейских контактов. Основным содержанием процесса взаимодействий двух цивилизаций стала европейская экспансия в самом широком ее понимании. Если в начале европейцы были представлены точечными фортами и миссиями, охотничьими партиями "лесных бродяг", то к концу XIX века, т. е. спустя четыреста лет, новая евро-американская цивилизация утвердилась на континенте. Аборигенная Америка, наоборот, в территориальном, демографическом, социально-культурном и политическом отношении оказалась маргинальной. "Европеизация" Североамериканского континента не означала простое вытеснение или уничтожение аборигенной цивилизации и утверждение на ее месте как бы заново воспроизведенных обществ и культур стран исхода, хотя, когда на картах Америки появились Новая Англия, Новая Франция, Новая Шотландия, внешне это выглядело именно так. "Европеизация" заключалась прежде всего в том, что в этом гигантском историческом взаимодействии и синтезе именно европейские начала стали безоговорочно господствовать. Над смыслом явления взаимодействия задумывались многие этнологи и историки. Одним из первых попытался его объяснить американский историк Ф. Д. Тернер в своей теории "фронтира" (границы). По его мнению, сущностным содержанием "фронтира" не только как передовой черты поселения, но и некой исторической абстракции, включающей всю сферу взаимодействия двух различных цивилизаций, был процесс американизации европейского поселенца, пересаживание последнего "из железнодорожного вагона в каноэ". Для Тернера столкновение двух миров выглядело довольно упрощенно - как конфликт дикаря с цивилизацией. По мнению канадского историка Г. Инниса, наоборот, суть процесса взаимодействия заключалась в вовлечении Северной Америки в европейскую орбиту, хотя он также признавал, что "бобер, береза и индеец заложили основы Канады". "Фронтир" Иннис представлял себе как арену столкновений между "относительно сложной и более простой цивилизациями". Для историографии и этнологии последних десятилетий этот культурно-стадиальный разрыв между доиндустриальной Европой и доколумбовой Америкой уже не казался столь безоговорочным. Американский антрополог Н. Лури, например, писала: " На самом деле в европейском мешке с подарками было мало чего, что индейцы не смогли бы соотнести со своим опытом . Несмотря на ружья и большие корабли, европейцы не могли обеспечить свою жизнь на земле, которая по индейским стандартам могла прокормить очень большое население".
Страны Азии в начале XX в.
К концу нового времени на азиатском Востоке сложилась своеобразная ситуация. Китай и Япония во имя сохранения самобытности местных культурных традиций вплоть до середины XIX в. сознательно закрывали свои границы от европейского влияния, полагая, что оно не может принести ничего, кроме вреда. Это едва не привело к катастрофе.
Когда в се ...
Московское восстание
К середине XVI в. население России едва ли превышало 8—10 млн. человек. Большая часть его жила в крохотных деревнях, разбросанных по бескрайней Восточно-Европейской равнине. И именно в этих деревнях шла незаметная работа, подготовлявшая расцвет государства. Крестьяне поднимали новь, колонизовали необжитые окраины—«Дикое поле». Первая по ...
Римская община в древнейший период
Древнейший период истории Рима получил название царского (VIII—VI вв. до н. э.). В те времена жители Лация разделились на роды, каждый из которых занимал свою территорию, т. е. представлял собой территориальную общину. Из объединения таких общин и возник Рим. Древние римляне занимались скотоводством и земледелием, которое в этом районе ...