Народничество
Страница 1

Историческая летопись » Общественное движение в России в 60-70-е гг. XIX в. » Народничество

На рубеже 50 - 60-х гг. XIX в. среди молодежи сложился тот тип нигилиста, который был запечатлен Тургеневым в образе Базарова. Отвергая дворянские предрассудки и официальную идеологию, нигилист изучал естественные науки, становился врачом, инженером, агрономом и приносил конкретную пользу людям, без громких слов и пышных деклараций. Молодые люди из разных сословий потянулись тогда к высшему образованию. Однако после студенческих волнений 1861 г. многие студенты были исключены из университетов.

Тогда-то Герцен и написал в "Колоколе": "Но куда же вам деться, юноши, от которых заперли науку? Сказать вам куда? В народ! К народу! - вот ваше место, изгнанники науки ." Многие шли "в народ" добровольно, других высылала полиция. Впервые столкнувшись с крестьянством, они бывали потрясены его бедностью, темнотой и бесправием. Образ нигилиста померк и отошел на задний план, а в сознании демократической молодежи (из дворян и разночинцев) стали укореняться идеи "возвращения долга народу", беззаветного ему служения. "Кающийся дворянин" был приметной фигурой конца 60-х — начала 70-х гг. XIX в.

Юноши и девушки становились сельскими учителями, врачами, фельдшерами. А иной раз и совсем уходили "в народ".

Народничество сложилось в мощное движение с собственной идеологией. У ее истоков стояли Герцен и Чернышевский. От них народничество унаследовало самые благородные свои черты: защиту интересов простого народа, прежде всего крестьянства, глубокий демократизм.

У Герцена и Чернышевского народники восприняли также отрицательное отношение к буржуазному строю и веру в социалистическую утопию. Это порождало известные противоречия. Действуя в интересах народа, они стремились устранить те крепостнические пережитки, которые мешали народу жить. Но устранение этих пережитков (например, помещичьих латифундий или крестьянского бесправия) должно было открыть простор для развития капиталистических отношений в деревне. Значит, народники невольно действовали в пользу того, что отрицали. Но они считали, что Россия, опираясь на свои общинные традиции, сможет "перескочить" через период буржуазного строя — сразу в "разумно устроенное" социалистическое общество.

Народники не придавали особого значения борьбе за конституцию и гражданские свободы. Считалось, что социальное освобождение (освобождение от бедности и эксплуатации) сразу решит все проблемы. Если же народники участвовали в борьбе за гражданские свободы, то потому, что надеялись с их помощью расширить свою пропаганду, чтобы взять власть и ввести социализм. Это было теневой стороной идеологии народничества.

Три течения в народничестве. Главными идеологами народничества были П. Л. Лавров. М. А. Бакунин и П. Н. Ткачев. Они идейно обосновали три его течения: пропагандистское, бунтарское и заговорщическое.

Петр Лаврович Лавров (1823-1900) был профессором математики в Артиллерийской академии, имел звание полковника. Был близок к Чернышевскому. В ранних своих работах выступал как сторонник реформ. Но, разочаровавшись в переменчивой политике Александра II, видя царящий в стране произвол, Лавров пришел к мысли о революции. В 1867 г. его выслали в Вологодскую губернию.

В ссылке Лавров написал свои знаменитые "Исторические письма". Именно он высказал мысль о "неоплатном долге" перед народом. Лавров разделял веру в социализм и ряд других народнических идей (самобытность исторического развития России, община как основа ее будущего строя, второстепенность политических вопросов перед социальными). Утвердившись в мысли о необходимости социальной революции, он до конца своих дней стоял на этом. Но вместе с тем он критиковал революционный авантюризм. Он указывал, что нельзя "торопить" историю. Поспешность в деле подготовки революции не даст ничего, кроме крови и напрасных жертв. Революция, считал Лавров, должна готовиться теоретическими работами интеллигенции и ее неустанной пропагандой среди народа. Насилие в революции, писал он, должно быть сведено к минимуму: "Мы не хотим новой насильственной власти на смену старой". В 1870 г. Лавров бежал из ссылки и приехал в Париж. За границей он издавал журнал и газету под общим названием "Вперед!". В конце XIX в. Лавров отошел от политической деятельности и остаток жизни посвятил исследованиям в области социологии.

Страницы: 1 2 3

Киргизия
5 декабря 1990 г. Верховный Совет принял декларацию о суверенитете республики, 31 августа 1991 г. правительство провозгласило независимость Киргизской Республики. 5 мая 1993 г. Республика Кыргызстан переименована в Киргизскую Республику. Республика Киргизия, государство в Центральной Азии. Граничит с Казахстаном на севере, Китаем – на ...

Участие Ленина в работе II съезда РСДРП (1903 год)
С 17 июля по 10 августа 1903 года в Лондоне проходил II съезд РСДРП. До 24 июля (6 августа) работал в Брюсселе, но бельгийская полиция вынудила делегатов покинуть страну; съезд перенёс свои заседания в Лондон. Всего было 37 заседаний (13 - в Брюсселе и 24 - в Лондоне). Созыв съезда явился результатом огромной работы по объединению русск ...

Революционеры
Среди революционеров, побывавших в Красноярске немало интересных имен… Приближался конец XIX столетия. В стране зарождались марксистские кружки, росло революционное рабочее движение, формировалась партия большевиков. И здесь, знакомясь с биографиями революционеров, опять сталкиваемся со словами: "ссылка", "Сибирь". ...