Народничество
Страница 1

Историческая летопись » Общественное движение в России в 60-70-е гг. XIX в. » Народничество

На рубеже 50 - 60-х гг. XIX в. среди молодежи сложился тот тип нигилиста, который был запечатлен Тургеневым в образе Базарова. Отвергая дворянские предрассудки и официальную идеологию, нигилист изучал естественные науки, становился врачом, инженером, агрономом и приносил конкретную пользу людям, без громких слов и пышных деклараций. Молодые люди из разных сословий потянулись тогда к высшему образованию. Однако после студенческих волнений 1861 г. многие студенты были исключены из университетов.

Тогда-то Герцен и написал в "Колоколе": "Но куда же вам деться, юноши, от которых заперли науку? Сказать вам куда? В народ! К народу! - вот ваше место, изгнанники науки ." Многие шли "в народ" добровольно, других высылала полиция. Впервые столкнувшись с крестьянством, они бывали потрясены его бедностью, темнотой и бесправием. Образ нигилиста померк и отошел на задний план, а в сознании демократической молодежи (из дворян и разночинцев) стали укореняться идеи "возвращения долга народу", беззаветного ему служения. "Кающийся дворянин" был приметной фигурой конца 60-х — начала 70-х гг. XIX в.

Юноши и девушки становились сельскими учителями, врачами, фельдшерами. А иной раз и совсем уходили "в народ".

Народничество сложилось в мощное движение с собственной идеологией. У ее истоков стояли Герцен и Чернышевский. От них народничество унаследовало самые благородные свои черты: защиту интересов простого народа, прежде всего крестьянства, глубокий демократизм.

У Герцена и Чернышевского народники восприняли также отрицательное отношение к буржуазному строю и веру в социалистическую утопию. Это порождало известные противоречия. Действуя в интересах народа, они стремились устранить те крепостнические пережитки, которые мешали народу жить. Но устранение этих пережитков (например, помещичьих латифундий или крестьянского бесправия) должно было открыть простор для развития капиталистических отношений в деревне. Значит, народники невольно действовали в пользу того, что отрицали. Но они считали, что Россия, опираясь на свои общинные традиции, сможет "перескочить" через период буржуазного строя — сразу в "разумно устроенное" социалистическое общество.

Народники не придавали особого значения борьбе за конституцию и гражданские свободы. Считалось, что социальное освобождение (освобождение от бедности и эксплуатации) сразу решит все проблемы. Если же народники участвовали в борьбе за гражданские свободы, то потому, что надеялись с их помощью расширить свою пропаганду, чтобы взять власть и ввести социализм. Это было теневой стороной идеологии народничества.

Три течения в народничестве. Главными идеологами народничества были П. Л. Лавров. М. А. Бакунин и П. Н. Ткачев. Они идейно обосновали три его течения: пропагандистское, бунтарское и заговорщическое.

Петр Лаврович Лавров (1823-1900) был профессором математики в Артиллерийской академии, имел звание полковника. Был близок к Чернышевскому. В ранних своих работах выступал как сторонник реформ. Но, разочаровавшись в переменчивой политике Александра II, видя царящий в стране произвол, Лавров пришел к мысли о революции. В 1867 г. его выслали в Вологодскую губернию.

В ссылке Лавров написал свои знаменитые "Исторические письма". Именно он высказал мысль о "неоплатном долге" перед народом. Лавров разделял веру в социализм и ряд других народнических идей (самобытность исторического развития России, община как основа ее будущего строя, второстепенность политических вопросов перед социальными). Утвердившись в мысли о необходимости социальной революции, он до конца своих дней стоял на этом. Но вместе с тем он критиковал революционный авантюризм. Он указывал, что нельзя "торопить" историю. Поспешность в деле подготовки революции не даст ничего, кроме крови и напрасных жертв. Революция, считал Лавров, должна готовиться теоретическими работами интеллигенции и ее неустанной пропагандой среди народа. Насилие в революции, писал он, должно быть сведено к минимуму: "Мы не хотим новой насильственной власти на смену старой". В 1870 г. Лавров бежал из ссылки и приехал в Париж. За границей он издавал журнал и газету под общим названием "Вперед!". В конце XIX в. Лавров отошел от политической деятельности и остаток жизни посвятил исследованиям в области социологии.

Страницы: 1 2 3

Социальные последствия форсированного перехода к рыночной экономике
В предыдущем изложении мы кратко рассмотрели основные экономические преобразования, имевшие место быть в экономике России в 90-е годы ХХ века. Одним из выводов нашей работы было положение о том, что указанные реформы непосредственным образом отразились на социальных аспектах развития российского государства и общества[6]. Первое послед ...

Продолжение освободительной войны. Новое вторжение польско-шляхетских войск на Украину. Зборовский договор
Собрав огромное ополчение шляхты, которое было подкреплено силами немецких наемников, королевское правительство летом 1649 г. бросило его против восставшего народа. Несмотря на мужественное сопротивление повстанцев, польско-шляхетские войска снова захватили Восточную Галичину и вторглись на Подолию. Над украинским народом нависла угроза ...

Переходы бояр и слуг; жалования и кормления.
Благодаря неясности идеи подданства между князьями и их боярами и слугами, продолжали сохраняться те самые договорные отношения, которые установились между ними в то время, когда и князья не были территориаль­ными владельцами и бояре не были землевладельцами. Тот или другой боярин и слуга служил князю не потому, что обязан был ему служи ...