Введение
Страница 1

Историческая летопись » Жизнеописание княгини Ольги » Введение

История не сохранила изображения первой исконно русской правительницы и можно только догадываться, какой была княгиня Ольга: маленькая или высокая, русая или тёмноволосая. Но хорошо известно, что характером она обладала твёрдым, умом незаурядным и, как отмечает летописец, была красива.

Имя великой княгини Ольги упоминается всякий раз, когда речь заходит о выдающихся женщинах Древней Руси. Образ её встаёт перед нами с начальных страниц “Повести временных лет”. Веками ткалось кружево народных преданий о княгине Ольге как о княгине Ольге как о деятельной, мудрой, “вещей” правительнице и защитнице земли Русской. Народные сказания переплелись с историческими фактами…

После убийства в 945 году правителя Киевской Руси князя Игоря, Ольга осталась одна с сыном Святославом, к которому по закону переходил Киевский престол. Но поскольку малолетний Святослав править ещё не мог, то на основании нормы древнерусского права, согласно которой вдова, если она не выходила вновь замуж, исполняла после смерти мужа его хозяйственные и социальные функции, княгиня Ольга стала полновластной правительницей земли Русской.

Обычай кровной мести, который в столь раннем средневековье был реальностью, заставил Ольгу покарать убийц мужа, но наказанию княгиня придала “государственно-ритуальный характер”.

Летописный вариант – легенда о мести Ольги – начинается рассказом о сватовстве к ней древлянского князя Мала. Ольга ответила послам, что хочет воздать им великую честь и что они могут принести сватов в ладьях к ее терему ( передвижение посуху в ладьях имело у восточных славян двойной смысл: и оказание почести и обряд похорон). Значит, Ольга предложила древлянам, что называется, лечь в гроб. Наутро доверчивые древляне позволили понести себя в ладье к “великой чести”, к последней чести умерших, а Ольга приказала их сбросить в глубокую яму и закопать живыми. Памятуя о мучительной смерти казненного древлянами мужа, княгиня коварно спросила у обреченных: “ Добра ли вам честь?” Послы ей будто бы ответили: “Хуже Игоревой смерти” (греческий историк Лев Дьякон сообщал, что “ Игорь привязан был к двум деревам и разорван на части”). Встречая второе посольство лучших древлян, Ольга велела истопить баню и предложила сватам “ обмыться” после долгой дороги. Древляне, не догадавшись, что Ольга намекает на обмывание покойников, послушно отправились привести себя в порядок. Слуги Ольги заперли за ними дверь и подожгли баню. “ Лучшие” люди древлянской земли сгорели заживо, а вдова отправилась к древлянам совершить тризну по мужу своему. Напившиеся до бесчувствия на тризне древляне были изрублены дружиной Ольги - “ иссекоша их 5000”, как утверждает летопись.

Сказание о мести Ольги отчасти, вероятно, легенда: в нём легко прослеживается эпическая назидательность. Обман, жестокость, коварство и другие действия княгини, мстящей за убийство мужа, прославляются летописцем как высший, справедливый суд и отнюдь не осуждаются, будучи привычными, в духе того времени. В рассказе летописца есть и черты исторической реальности. Так, реальным фактом является поход Ольги на столицу древлян – Искоротень и его сожжение. История похода Ольги, продолжающая сказание о мести, пером летописца обращена в “идеологическое оружие: действия киевской правительницы утверждали необходимость княжеского дома и неизбежность кары, ожидающей всякого, кто в этом усомнится.

Страницы: 1 2 3 4