ВозрождениеСтраница 1
До сих пор речь шла об аграрных цивилизациях Запада, Востока и Америки. Вплоть до XVI в. западная цивилизация во многих отношениях отставала от восточных. Однако на рубеже XV–XVI вв. в европейском обществе произошли такие изменения, которые привели к смене типа цивилизации.
Среди этих изменений первенствующее значение имели изменения социокультурного порядка, которые обычно обозначают понятием «Возрождение». Эпоха Возрождения была качественно иной по сравнению с эпохой средних веков.
Первое принципиальное отличие заключается в антропоцентричной картине мира. Антропоцентризм подразумевает выдвижение человека в центр мироздания. Лучшей иллюстрацией такого положения могут служить рассуждения руководителей Платоновской академии во Флоренции, Марсилио Фичино (1433–1499 гг.) и Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494 гг.) в конце XV в.: человек сотворен Богом наполовину и помещен в центр мира; дальнейшее досотворение зависит от самого человека; если он будет делать выбор в пользу добра, то он возвысится до уровня ангелов и даже Бога, если же он будет делать выбор в пользу зла, то он деградирует, упадет до уровня скота.
Другой иллюстрацией антропоцентризма может служить теория прямой перспективы, открытая Паоло Учелло, Пьеро делла Франческа, Филиппо Брунеллески (1377–1446 гг.) и другими живописцами XV в. Согласно этой теории видимые объекты уменьшаются, чем дальше от художника и зрителя они находятся. Здесь ощущается отчетливое осознание человеком XV в. своего центрального положения, от его глаза оцифровывается пространство как реальное, так и иллюзорное в картине до бесконечности, в которой все линии зрения оптически соединяются в точку. Антропоцентризм был неведом средневековью, основанному на теоцентризме, и тем более – восточным культурам. Нет надобности подчеркивать, что именно этот новый мировоззренческий принцип обусловил небывалую активность человека европейского Возрождения и редкий динамизм европейского общества XV–XVII вв. Человек осознал себя творцом, мастером, сравнимым с Первотворцом, Небесным мастером; он способен не только создавать искусственный мир вокруг себя, но и творить самого себя, восходя до статуса Бога.
Следующим отличием культуры Ренессанса от предшествующей был индивидуализм.
Индивидуализм породил стихию конкуренции, самоутверждения, которые позднее будут признаны естественным состоянием и естественным правом.
Еще одним немаловажным отличием культуры Возрождения является гуманизм в его новоевропейском понимании. Изменился идеал жизни. Если прежде господствовал идеал созерцательной жизни (vita contemplativa), то в эпоху Возрождения утвердился идеал активной жизни. В эпоху Возрождения определилась ведущая роль городского населения: не только интеллектуальной элиты, но и купцов, ремесленников, являвшихся наиболее динамичными группами ренессансного общества. Уже к концу XV в. уровень урбанизации в Северной Италии и Северной Франции достиг 50%. Города этих регионов Европы обладали наибольшими денежными накоплениями, которые вкладывались в развитие искусств и образования.
Помимо ренессансной культуры и вызванных ею изменений мощным фактором перехода к новому типу цивилизации стали «Великие географические открытия.
Вслед за географическими открытиями началась конкиста: завоевание новых земель. Португальцы устремились устанавливать свое господство в Америке, Индии, Индонезии; испанцы приступили к завоеванию Южной Америки. Франция и Англия позднее вступили на этот путь, начав колонизацию Северной Америки.
В новые земли устремились тысячи конкистадоров и колонистов, миссионеров и негоциантов. В Старый Свет были направлены потоки золота и серебра, неизвестных прежде продовольственных товаров: маиса, картофеля, какао, шоколада и др. Последние позволили снять проблему голода. Приток же драгоценных металлов вызвал резкий рост цен, породивший панику в Европе. В росте цен объявлялись повинными итальянские ломбарды, евреи и даже ведьмы. Прокатилась волна еврейских погромов и сожжений ведьм. Дело же заключалось в том, что в XVI в. стали устанавливаться мировые цены на золото и серебро, которые оказались ниже, чем прежние цены на драгоценные металлы в Старом Свете, где технология их добычи была крайне дорогостоящей. Новые цены на золото и серебро привели к переоценке всех товаров, за каждую единицу которых теперь пришлось выкладывать большее количество золотых и серебряных монет. Последующие историки это явление порой называли «революцией цен».
Место казацкой старшины в социальной структуре страны
В ходе войны произошли важные изменения в положении социальной группы казачества — старшины. Расширились социальные источники формирования и социально-политический статус. Если раньше она происходила преимущественно из зажиточных кругов казачества и мелкой шляхты, а в годы войны ситуация несколько изменилась. Ясное дело, среди старшины ...
Обусловленность складывания единого российского государства
Центростремительные тенденции: рост хозяйственных связей между землями; начало складывания, на основе дальнейшего языкового и культурно – бытового сближения, относительно устойчивой этнической общности – «русской народности»; церковное единство; общая историческая традиция.
Центробежные тенденции: господство натурального хозяйства; сох ...
Мифы о рождении Олимпийских игр
О рождении Олимпийских игр аэды и рапсоды рассказывали следующее: на берегах Алфея Зевс боролся с Кроном за власть и, победив, учредил эти состязания. По другому мифу в Олимпии первыми состязались Куреты — Геракл, Пеоней, Эпимед, Иасис, Идас. Там впервые Геракл увенчал победителя веткой маслины. Таким образом, эта версия честь установле ...