Начало строительства социалистической культуры

Историческая летопись » Брестский мир » Начало строительства социалистической культуры

Советская власть решила сделать образование, науку, культуру достоянием всего народа. «Раньше весь человеческий ум, весь его гении творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь же,— говорил В. И. Ленин в январе 1918 г.,— все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием .». Культурно-воспитательная деятельность стала одной из важнейших функций Советского государства. Культурным строительством ведал Народный комиссариат просвещения. На руководящую работу в Наркомпрос партия направила своих видных деятелей, высокообразованных коммунистов — А. В. Луначарского, Н. К. Крупскую, М. Н. Покровского и других.

Культурное строительство начиналось в условиях войны, разрухи и голода. Среди старой интеллигенции произошел раскол. Лучшая ее часть поддержала Октябрьскую революцию и с энтузиазмом пошла, служить народу, Советской власти. А та интеллигенция, которая была тесно связана с буржуазией, заняла враждебную позицию и вступила на путь борьбы с Советами. Значительное число интеллигентов не сразу определило свою позицию и колебалось. Меньшевики и эсеры, пользовавшиеся влиянием среди части интеллигенции, подстрекали ее на борьбу с Диктатурой пролетариата.

Преодолевая большие трудности, Советское правительство осуществляло культурное строительство. Огромное внимание уделялось народному образованию, борьбе с неграмотностью. В стране безграмотной, говорил В. И. Ленин, построить коммунистическое общество нельзя. А в России более 2/з населения было неграмотным.

Через несколько дней после Октябрьской революции Наркомпрос опубликовал обращение, в котором провозгласил задачу — в кратчайший срок добиться всеобщей грамотности населения путем введения обязательного бесплатного обучения. В ведение Наркомпроса перешли все школы, в том числе частные. Пролетарское государство отменило плату за обучение. Большую заботу проявило Советское правительство о народном учителе. В конце 1917 г. учителям была значительно повышена заработная плата, среди них развернулась большая политико-воспитательная работа.

Советское государство превратило во всенародное достояние все очаги культуры: школы, клубы, библиотеки, театры, музеи, картинные галереи, — открыло свободный доступ в них всем желающим. В стране повсеместно при активной поддержке трудящихся развернулось строительство новых школ, клубов, изб-читален, библиотек.

Советское государство закрыло буржуазные газеты, которые вели контрреволюционную агитацию и пропаганду, сеяли смуту в народе. Большими тиражами начали издаваться сотни советских газет, игравших важную роль в политическом просвещении трудящихся масс. Созданы Государственное издательство и ряд других издательств, выпускавших политическую, научную и художественную литературу для народа.

Принимались энергичные меры к тому, чтобы привлечь ученых к хозяйственному и культурному возрождению страны. Лучшие представители русской науки: И. В. Мичурин, К.А. Тимирязев, К.Э. Циолковский, И.М. Губкин и многие другие — горячо поддержали Советскую власть. Уже в марте 1918 г. Российская академия наук предложила Советской власти свои услуги по исследованию естественных богатств страны. В связи с этим В. И. Ленин написал «Набросок плана научно-технических работ», в котором выдвинул перед академией задачу возможно быстрее составить план реорганизации промышленности и экономического подъема страны, обратив особое внимание на электрификацию. На основе этих указаний развернулась большая научная работа.

Основные направления политико-правовой идеологии в период Великой французской буржуазной революции
Политико-правовые доктрины и программы, с которыми выступали представители Просвещения, нашли свое практическое воплощение в ходе Великой французской революции (1789–1794 гг.). В процессе развития революции произошло неизбежное размежевание третьего сословия, объединявшего в своих рядах буржуазию, крестьянство и городскую бедноту, что в ...

Социальная организация и структура монгольского общества и Золотой орды в советской и российской историографии
Отличительной особенностью значительной части имеющейся историографии является ее резкое разделение на два основных направления: апологетическое и ниспровергательное. Представители первого превозносят до небес роль Чингисхана в событиях на рубеже ХП-ХШ вв., оценивая ее только положительной даже прогрессивную. Представители второго, нао ...

Изобразительные произведения, посвященные башкирским воинам периода Отечественной войны 1812 года
Среди изобразительных произведений, посвященных башкирским воинам периода Отечественной войны 1812 года, центральное место занимает так называемая «Башкирская сюита» Александра Осиповича Орловского, художника широкого творческого диапазона, поляка по происхождению, чья жизнь была тесно связана с Россией. Первые произведения, составляющи ...