Введение
Страница 1

Историческая летопись » Социальные последствия реформ Российской экономики в 1992-2000 годах » Введение

Роспуск КПСС после Августовского путча, прекращение существования СССР и переименование Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) в Российскую Федерацию (РФ) в декабре 1991 г. еще не означали, что покончено с советским социалистическим строем, основами которого были безраздельное господство государственной и общественной собственности, находившейся в бесконтрольном распоряжении бюрократии, и Советы как декорация народовластия, за которой скрывалась однопартийная диктатура. В 1992 г., стремясь выйти из затяжного кризиса, порожденного всей системой «развитого социализма», Россия вступила на путь радикальных реформ, в ходе которых именно эти основы подверглись демонтажу. Суть экономических реформ заключалась в переходе к рыночной экономике, в основе которой лежат свобода товарно-денежных отношений и частное предпринимательство. Суть политических – в замене Советов отделенными друг от друга органами законодательной и исполнительной власти, избранными населением путем истинно демократических выборов.

Переход к рынку в 1992 г.: «шоковая терапия» и начало передела собственности

К концу 1991 г. социалистическая система народного хозяйства, слегка подновленная полурыночными мерами периода «перестройки», оказалась на грани краха.

Стремительно нарастал дефицит бюджета, который правительство СССР пыталось покрывать внешними займами и выпуском ничем не обеспеченных бумажных денег. Закономерным результатом такой политики стала инфляция; в условиях, когда цены устанавливает государство, она проявлялась в исчезновении товаров из магазинов, откуда они перекачивались на «черный рынок», в беспрерывном росте цен и спекулятивном обмене рублей на доллары на «черном рынке», в недофинансировании промышленных предприятий, колхозов и совхозов. Это вело к спаду производства и сокращению с каждым месяцем числа занятых в производстве (за период с января по сентябрь 1991 г. число работающих сократилось на 9,9 млн. человек по сравнению с 1990 г.).

В итоге потребительский рынок развалился окончательно: товарный дефицит стал повсеместным, прилавки магазинов опустели, за продуктами питания и промышленными товарами, которые «выбрасывали» в продажу, стояли длинные очереди. А государственные запасы были почти исчерпаны.

Как это обычно бывает при экономическом кризисе, осложнилась криминогенная обстановка. Так, по данным Госкомстата РСФСР), в октябре 1991 г. по сравнению с октябрем 1990 г. преступность возросла на 14 %; наиболее значительно увеличилось число краж государственного и общественного имущества.

Острое недовольство населения унизительно низким уровнем обеспечения продовольственными и промышленными товарами, ростом преступности, нерешенностью жилищной проблемы и обострением межнациональных отношений трансформировалось в негативное отношение к власти в самых разных слоях населения. В 1991 г. страна подошла к пику социальной напряженности.

Таким образом, решительный переход к радикальным рыночным реформам стал единственным способом спасения страны от надвигающегося голода и социального взрыва.

В конце октября 1991 г. на V съезде народных депутатов РСФСР президент России Б.Н. Ельцин заявил о необходимости решительного реформирования экономики. Правительство провозгласило программу радикальных рыночных реформ, цель которой состояла в уничтожении старой плановой системы и командных методов руководства экономикой, переход к свободному рынку, который регулируется объективными экономическими законами. Ввиду масштабности преобразований президент заявил о своей готовности лично возглавить правительство и попросил у съезда согласия на предоставление дополнительных полномочий; таковые были ему даны сроком на один год.

Дополнительные полномочия позволяли Б.Н. Ельцину издавать указы, противоречащие Конституции, и изменять структуру высших органов исполнительной власти (с последующим утверждением Верховным Советом), определять персональный состав правительства и администрации субъектов федерации.

Страницы: 1 2

Попытки усиления государственной власти. А.Ф. Керенский - министр-председатель военный и морской министр во втором коалиционном правительстве.
П.Н. Милюков метко характеризует деятельность Керенского б различных составах Временного правительства: "Личная роль Керенского в первом министерстве в качестве "заложника демократии" сводилась к парализованию всех попыток власти быть властью и всех ее усилий воспрепятствовать процессу организации "революционной демо ...

Детство и юность Адольфа Гитлера. Первая мировая война
Отец будущего фюрера Алоис Гитлер был сперва сапожником, потом таможенным служащим, который до 1876 года носил фамилию Шикльгрубер (отсюда распространенное мнение, будто такова настоящая фамилия Гитлера. Он получил не слишком высокий чиновничий чин обер-официаля. Мать - Клара, урожденная Пелцль, происходила из крестьянской семьи. Родил ...

Франция
Сразу после окончания первой мировой войны премьер-министр Клемансо принял программу восстановления экономики Франции. В результате, уже к 1925 году наиболее пострадавшие в ходе боевых действий области восстановили свою экономическую мощь. Чтобы как-то компенсировать потери в рабочей силе, вызванные гибелью миллионов французов на фронте ...