Российскую элиту составили две группы.
Страница 2

Историческая летопись » Социальные последствия реформ Российской экономики в 1992-2000 годах » Российскую элиту составили две группы.

Последствия затянувшихся рыночных реформ в России непосредственно затрагивают не только экономическую, но в не меньшей степени и социальную сферу общества. Не претендуя на исчерпывающий анализ социальных последствий реформирования российской экономики, хотелось бы рассмотреть их в аспекте соответствия интересам представителей различных возрастных групп населения наших сограждан: детей, людей взрослых и наиболее социально активных (на примере военнослужащих) и лиц старшего возраста.

Стремление российских «реформаторов» любой ценой загнать народ в капитализм обернулось резким падением материального благополучия населения, снижением рождаемости и неуклонным ростом смертности. Во всем мире это характерное пересечение двух линий на графике демографических процессов получило название «русский крест». Вымирание происходит со скоростью один миллион человек в год.

Российские медики бьют тревогу. По данным академика В. А. Лисичкина, 16 процентов новорожденных - дебилы. А как может быть иначе, если родители многих из них алкоголики, наркоманы, люди, не имеющие постоянной работы или постоянной зарплаты, зато испытывающие постоянные стрессы в связи с неуверенностью в завтрашнем дне, неблагоприятной экологической обстановкой и т.п.? В мире признано, что 18 процентов дебильности - предел для любой нации. По достижении такого уровня процесс становится необратимым. Для россиян до этого предела осталось, как видим, совсем немного .

Социальная поляризация и укоренение противоположных социальных ориентиров закономерно порождало раскол в духовной жизни общества.

Основной тенденцией 90-х гг. являлось отсутствие в обществе согласия по большинству вопросов, касающихся базовых ценностей. В условиях реформ шел процесс общей духовной дезорганизации населения, разочарования большей его части в лидерах страны. Вслед за быстрым крушением в 1988 - 1991 гг. коммунистических мифов в 1992 - 2000 гг. произошло крушение либерально-демократических идеалов и концепций. Российское общество поразил глубокий кризис ценностей.

Кризис этот проявился в росте преступности, правовом нигилизме, отсутствии объединительной идеи, потери перспективного взгляда на личное будущее и будущее всего общества.

Важной чертой духовной жизни стало огромное влияние СМИ на общественное сознание. Они оказались монополизированы крупными собственниками, связанными с политическими кругами страны.

В постсоветской России появилось огромное количество периодических изданий, шло массовое переиздание классики, возник разнообразный рынок художественной литературы, аудио- и видеопродукции, способный удовлетворить самые взыскательные вкусы. Существенно расширились возможности выбора форм и места проведения досуга, отдыха, удовлетворения интеллектуальных интересов.

Однако из-за постоянного удорожания всех видов услуг, издательского дела, полиграфии сократилось реальное потребление населением периодических изданий. 56 % населения в начале 1997 г. отказались от подписки и покупки центральных газет и журналов. Отказ от газет являлся следствием не только падения жизненного уровня народа, но отчасти и снижения доверия к СМИ.

В ходе президентских и региональных выборов 1996 г. проявились факты, свидетельствовавшие о криминализации публичной политики. Криминальные структуры получили возможность почти официально лоббировать свои интересы за счет тайного финансирования предвыборных кампаний, а иногда и напрямую пытаясь обеспечить победу на выборах своего ставленника.

Такие явления вызвали у 75 – 85 % населения различных регионов РФ социально-психологическую депрессию, привели к разрушению традиционных базовых ценностей. Статистические данные свидетельствуют об увеличении числа алкоголиков, наркоманов и самоубийц.

Особая ситуация в 1993 - 2000 гг. сложилась в науке. Финансирование науки и образования год от года сокращалось. Реальные расходы на эти сферы снизились за годы реформ в 18 раз. Ученые стали одними из самых низкооплачиваемых работников.

К заметным фактам в духовной жизни можно отнести приобщение россиян к религии, стремление к нравственному очищению, к традиционному досоветскому образу жизни. Религиозно ориентированное население составляет, по различным оценкам, около 2/3 россиян. Однако уровень религиозности, то есть искренность веры, очень невысок, что отражает лишь внешнее и часто формальное признание религиозных ценностей. В обществе утвердилась скорее некая демонстрация намерений «жить по вере», чем истинная религиозность.

Но, так или иначе, Русская православная церковь на протяжении 90-х гг. превратилась во влиятельный общественный институт. Она активно восстанавливает храмы, строит новые монастыри, занимается разнообразными делами в области просвещения, культуры. Она «вписалась» в официальную политику, хотя и ведет себя по отношению к власти достаточно независимо. Власть же, со своей стороны, активно использовала церковь для консолидации общества. Лидеры различных политических и властных структур участвовали в богослужениях по случаю христианских праздников, демонстрируя единство с массами на базе православных ценностей.

Страницы: 1 2 3

Разложение цехового строя
Цеховая организация ремесла в городах сохраняла феодальную, корпоративную природу. До определенного времени она создавала наиболее благоприятные условия для развития производительных сил, товарного городского производства. В рамках цехового строя было возможно дальнейшее углубление общественного разделения труда в форме выделения новых ...

Реформа вооруженных сил.
Ядром военной реформы стали два гвардейских (бывших “потешных”) полка: Преображенский и Семеновский. Эти полки, укомплектованные в основном молодыми дворянами, стали одновременно школой офицерских кадров для новой армии. Первоначально была сделана ставка на приглашение на русскую службу иностранных офицеров. Однако поведение иностранцев ...

"Бабур-наме"
Благодаря своим выдающимся способностям, Бабур вошел в историю не только как полководец и правитель-основатель династии Бабуридов в Индии, но также как ученый и поэт, оставивший богатое творческое литературное и научное наследие и в области мусульманской юриспруденции. Его перу принадлежат оригинальные лирические произведения (газели, р ...