ВведениеСтраница 2
В это же время казацкая старшина разрабатывала условия государственного статуса Украины. 17 февраля 1654 г. генеральный судья Зарудный и переяславський полковник Тетеря повезли в Москву на утверждение царя «Просительни статьи» из 23 пунктов. В них содержались просьбы о сохранении прав, привилегий и территории Войска Запорожского и украинской шляхты, о 60-тысячном казацком реестре, платы старшине и казакам, сохранении местной администрации и сборе ею налогов для царской казны, право избрания гетмана и представление его на кормление, а также права сношения с правительствами зарубежных стран, невмешательство царских воевод и других чиновников во внутренние дела Украины, казацкие и благородные вольности и пребывание крестьян в феодальной зависимости, сохранение прав киевского митрополита, говорилось о необходимости выступления царского войска против польской армии под Смоленском, о содержании российских отрядов на границах Украины с Польшей, обороне Украины от нападений татар и материальном обеспечении казацкого гарнизона в Кодаке. В сокращенной редакции большинство статей было утверждено царем и боярами. Однак гетману запрещались прямые сношения с правительствами Турции и Польши, что значительно ограничивало права Украины. Большую настороженность у казацкой старшины вызывало явное нежелание царя и его окружения признать полное самоуправление Украины, смириться с отстранением царских чиновников от сбора налогов и запрещением российским воеводам вмешиваться во внутренние дела украинского общества. «Просительни статьи», царские указы к ним и другие аналогичные документы позже получили название «Мартовских статей 1654 г. Оригиналы» эти документы не найдены, известны только черновики и копии из них.
Ученые по-разному оценивали Переяславский договор между Украиной и Россией в 1654 г. Одни видели в нем унию двух государств (Василий Сергеевич), вторые — соглашение характера вассальной зависимости (Венедикт Мякотин, Михаил Грушевский), третьи — военный союз (Василий Липинский), четверти — акт воссоединения (абсолютное большинство советских ученых). Существовали точки зрения и об объединении двух государств, вход Украины в состав Российского государства. Но дело не в названии этого государственного акта. Главное — это неопределенность государственного статуса Украины в новых условиях. Подписывая договор, каждая из сторон вкладывала в него свое содержание: российская считала его узаконенной формой зависимости Украины, украинская, признавая претензии России, надеялась сберечь в новых условиях как можно большую государственную автономию, которая граничила с независимостью. Многовековое отсутствие национального государства, опыта создания государства и тяжелые обстоятельства толкнули Украину на объединение с государством, в составе которого она не имела перспектив для самостоятельного развития. Слишком разными были внутренний общественный строй и экономическое положение обеих стран В Зборовском и Белоцерковском договорах за шляхтичами закреплялось господствующее положение в обществе. Но в реальной обстановке привилегированная прослойка не всегда могла воспользоваться своими правами в полной мере.
Сложилось своеобразное положение, когда владельцы, имея право на эксплуатацию зависимых крестьян, не могли его реализовать на практике. Поэтому они должны были прибегать к вольнонаемному труду. Такое неопределенное положение не могло долго продолжаться и должно было завершиться приобретением шляхтой обычных феодальных черт ведения хозяйства или же необычных, новых для нее черт капитализма. Поскольку гетманско-старшинское управление взяло курс на обеспечение привилегированного места в обществе для господствующих слоев населения, должен был победить первый путь развития. Чувствуя всестороннюю поддержку высшего административно-военного аппарата, шляхта была заинтересована в укреплении его власти в обществе, ее устраивало и объединение Украины с Россией при условии сохранения своего привилегированного положения, что было зафиксировано в Мартовских статьях 1654 г. На переговорах старшин с российскими послами в Переяславе в 1654 г. шляхта сделала попытку выторговать себе привилегированное положение даже во вред интересам казацкой старшины. В частном разговоре с Василием Бутурлиным ее представители просили предусмотреть в будущих договорных статьях положения о выборах на наивысшие правительственные должности лишь шляхтичей. Получив отказ, представители просили посла не рассказывать об их действиях Хмельницкому, который об этом ничего не знал.
Законодательство по отношению к государственным крестьянам.
Социальный строй русского государства в XVII в. представлял собой типичное для средневековья пестрое переплетение сословий и кланов. Необходимо оговориться, что в социальном слое в это время произошли значительные изменения в упрощение его структуры, в более резком обособлении господствующего класса феодалов от остального населения, в б ...
Начало социально-экономических
преобразований и культурного строительства. Экономический фундамент (базис)
социализма
С первых дней своего рождения, в невероятно трудных и сложных условиях Советское государство приступило к созидательной деятельности, к осуществлению важнейших социально-экономических преобразований, направленных на преодоление угрозы экономической катастрофы, удовлетворение коренных требований трудящихся, на строительство экономическог ...
Реформы середины XVI в. Формирование
сословно-представительной монархии.
Важнейшей чертой политической истории Русского государства 50-х годов являются многочисленные реформы, направленные на дальнейшее развитие и укрепление Русского централизованного государства.
В июне 1547 года в Москве вспыхнул сильный пожар. Он продолжался два дня, город почти полностью выгорел. В огне погибло около 4000 челок. Это при ...