Введение
Страница 3

Историческая летопись » Последствия объединения Украины с Россией » Введение

После объединения Украины с Россией гетманское управление взяло курс на практическую реализацию исключительных прав и привилегий шляхты. Ростки буржуазного беспредела не находили пространства для развития. Медленная реализация на практике собственнических прав стала одной из причин недовольства шляхты действиями гетманского управления и царского правительства на территории Левобережной Украины. Согласно с Мартовскими статьями 1654 г. казацкий реестр расширялся до 60 тыс. чол., но и он не мог вместить всех, кто считал себя казаками. Во время присяги российскому царю сотники Дрокова, Мглина, Попогоръя, Почепа, Ропска, Стародуба и Топольска заявили переписчикам, что все мещане записались в казаки. Подобное наблюдалось повсеместно. В целом к присяге было приведены где-то 63 тыс. казаков. В действительности их было намного больше. Нежелание правящих кругов обострять ситуацию отказом тысячам мещан и крестьян признать за ними казацкие права и стало главной причиной того, что они не осмелились составлять соответствующий реестр.

Значение феномена казачества в истории украинского народа выходило за пределы феодальных порядков. Господствующей социально-экономической системе было несвойственно наличие подавляющего большинства лично свободных производителей. Казачество, с его особенным положением в обществе, было неудобным объектом для закрепощения, по крайней мере по сравнению с крестьянством и мещанством. Если учесть, что казаками в отдельных случаях считало себя до 80 % всего населения, то возможности для укрепления феодальных отношений были достаточно ограниченными. Абсолютный вес феодализм приобретал тогда, когда феодалы подчиняли себе подавляющее большинство производителей. Казачество хоть и выполняло свою главную феодальную повинность — военную службу собственными средствами, но это была повинность, которая не создавала дополнительной прибыли, то есть не работала на феодализм, не укрепляла его экономический базис. Тогдашнее государство могло мириться с казачеством лишь в ограниченном количестве ради выполнения им военных функций и, как правило, пыталось не допустить его избыточного количественного роста. Только в исключительных случаях она шла на уступки, позволяя, а то и поощряя его переходы к этому служивому состоянию феодального общества. Именно так и происходило в годы освободительной войны, когда на карту была поставлена главная идея — освобождение Украины от польско-шляхетного господства.

Освободительная война не вызывала кардинальных изменений в положении слободского казачества. Она способствовала его распространению на новые земли и повышению роли в производстве сельскохозяйственной и промышленной продукции. Увеличение лично свободного населения серьезно не влияло на социальную структуру феодального общества Российского государства.

Страницы: 1 2 3 

Начало социально-экономических преобразований и культурного строительства. Экономический фундамент (базис) социализма
С первых дней своего рождения, в невероятно трудных и сложных условиях Советское государство приступило к созидательной деятельности, к осуществлению важнейших социально-экономических преобразований, направленных на преодоление угрозы экономической катастрофы, удовлетворение коренных требований трудящихся, на строительство экономическог ...

Шаманские посохи
В последнее время захоронения с необычным инвентарем и нестандартным положением костяка выделяют как шаманские погребения. Некоторые предметы из таких погребений относят к атрибутам шаманского культа. Сюда можно включить и так называемые посохи или жезлы шаманов. Существование таких посохов подтверждают и этнографические данные. У кетск ...

Культ Шан-ди
В современном Китае существует множество религий: буддизм, даосизм, ислам, католичество, протестантство. Однако наиболее распространёнными из них традиционно считаются «три религии», или, как их ещё называют, «три учения» – конфуцианство, даосизм и буддизм. На более ранних этапах можно отметить культ Шан-ди и культ Неба. «В представлен ...