Церковь
Страница 2

Историческая летопись » Культурно-просветительская деятельность в России XVIII века » Церковь

18 января 1723 года Петр запрещает постригать вновь желающих, а на места ушедших назначает ответственных солдат, пытаясь тем самым сделать из монастырей богадельни для отставных солдат. Один монах брал на себя ответственность за 24 отставными и нищими, остальные монахи занимались сельским хозяйством, за всеми устанавливался тщательный надзор со стороны духовного и светского начальства.

Интегрирование церкви в государственной системе носило многоплановый характер и касалось не толок самого управления церковью, но и богослужения, вероучения. Борьба с раскольниками являлась полицейской акцией, их облагали двойной податью, изымали все их книги, лишали политических прав. Раскольники носили определенную одежду – козырь (лоскут красного сукна с желтой нашивкой), не имели права носить красные одежды, жены раскольников носили «платья опашни и шапки с рогами» [ансимов]. Самосожжения стали постоянным проявлением их протеста, святая смерть лучше, чем страна, в управлении которой, по их мнению, стоит антихрист, их не пугали постоянные гонения и преследования, они хоронились в лесах, жили собирательством и охотой, не вступали в переговоры с правительством, свято верили своему наставнику Нектарию «люди все здесь были ломаные, ушедшие от сельской истомы…пухли от болотной сырости, ели хлеб с толченой корой…велят гореть душой, - никуда не подаешься – гори…»[Петр 1].

Петровские реформы привели к решительной победе светского начала над конфессиональным, религиозным, предпосылки тому были заложены ещё при расколе в XII веке, но петровские реформы отличались темпами и масштабами перехода общества на светские рельсы. Превращение православной церкви в правительственное учреждение, прислуживающее политики самодержавия, покорно освещала все его начинания, тем самым теряя уважение народа, как хранительницы духовного начала, утратила свой высший моральный авторитет.

Последователи Петра I продолжили политику отделения церкви от государства с целью понижения её авторитета и увеличению власти императора над народом, желая заполучить её земельные угодья и крестьян. При Петре III была объявлена секуляризация земель церкви в пользу государства, что укрепляло государственную казну. Прекратилось преследование старообрядцев, император хотел уравнять в правах все религии, заставить духовенство носить светское платье, ориентируясь на лютеранство.

В условиях массовых волнений монастырских крестьян, Екатерина II в 1764 году провела секуляризацию церковных земель, объявленную ещё Петром III. Устанавливались штаты и оплата церковнослужителей, бывшие монастырские крестьяне, которых было около 1 миллиона душ мужского пола, перешли под власть государства, они стали называться экономическими, для управления ими была создана Коллегия экономии. В 1773 году был введен принцип веротерпимости.

Страницы: 1 2 

Церковная юрисдикция. Инквизиция
Одна из наиболее важных привилегий церкви заключалась в праве на собственную юрисдикцию, на свой собственный суд. Лица, принадлежащие к церкви, будь то монахи или крестьяне, работавшие на монастырской земле, должны были судиться в церковных судах (за некоторыми исключениями) не только по гражданским спорам, но и за уголовные преступлени ...

Политика в области просвещения и печати
Реакционная политика самодержавия в первую очередь проявилась в области просвещения и печати, ибо здесь, как полагал Николай I, таилась главная опасность "вольнодумства". Вместе с тем просвещение и печать рассматривались императором как важнейшие средства идеологического и нравственного воздействия на все слои населения страны ...

Политика турецких феодалов по отношению к угнетенным народам
Упадок Османской империи продемонстрировал реакционный характер многонационального государства, в котором многие народы порабощались и истреблялись турецкими феодалами. Османская империя отличалась от многонациональных государств Восточной Европы. Образование Османской империи не было вызвано потребностями совместной обороны входивших ...