Церковь
Страница 2

Историческая летопись » Культурно-просветительская деятельность в России XVIII века » Церковь

18 января 1723 года Петр запрещает постригать вновь желающих, а на места ушедших назначает ответственных солдат, пытаясь тем самым сделать из монастырей богадельни для отставных солдат. Один монах брал на себя ответственность за 24 отставными и нищими, остальные монахи занимались сельским хозяйством, за всеми устанавливался тщательный надзор со стороны духовного и светского начальства.

Интегрирование церкви в государственной системе носило многоплановый характер и касалось не толок самого управления церковью, но и богослужения, вероучения. Борьба с раскольниками являлась полицейской акцией, их облагали двойной податью, изымали все их книги, лишали политических прав. Раскольники носили определенную одежду – козырь (лоскут красного сукна с желтой нашивкой), не имели права носить красные одежды, жены раскольников носили «платья опашни и шапки с рогами» [ансимов]. Самосожжения стали постоянным проявлением их протеста, святая смерть лучше, чем страна, в управлении которой, по их мнению, стоит антихрист, их не пугали постоянные гонения и преследования, они хоронились в лесах, жили собирательством и охотой, не вступали в переговоры с правительством, свято верили своему наставнику Нектарию «люди все здесь были ломаные, ушедшие от сельской истомы…пухли от болотной сырости, ели хлеб с толченой корой…велят гореть душой, - никуда не подаешься – гори…»[Петр 1].

Петровские реформы привели к решительной победе светского начала над конфессиональным, религиозным, предпосылки тому были заложены ещё при расколе в XII веке, но петровские реформы отличались темпами и масштабами перехода общества на светские рельсы. Превращение православной церкви в правительственное учреждение, прислуживающее политики самодержавия, покорно освещала все его начинания, тем самым теряя уважение народа, как хранительницы духовного начала, утратила свой высший моральный авторитет.

Последователи Петра I продолжили политику отделения церкви от государства с целью понижения её авторитета и увеличению власти императора над народом, желая заполучить её земельные угодья и крестьян. При Петре III была объявлена секуляризация земель церкви в пользу государства, что укрепляло государственную казну. Прекратилось преследование старообрядцев, император хотел уравнять в правах все религии, заставить духовенство носить светское платье, ориентируясь на лютеранство.

В условиях массовых волнений монастырских крестьян, Екатерина II в 1764 году провела секуляризацию церковных земель, объявленную ещё Петром III. Устанавливались штаты и оплата церковнослужителей, бывшие монастырские крестьяне, которых было около 1 миллиона душ мужского пола, перешли под власть государства, они стали называться экономическими, для управления ими была создана Коллегия экономии. В 1773 году был введен принцип веротерпимости.

Страницы: 1 2 

Краткая информация про Владимирова
Владимиров Константин Григорьевич родился 16 октября 1899 года в г. Рославле Смоленской области. Находясь в рядах Красной Армии, участвовал в боях против белочехов на Восточном фронте с августа по декабрь 1918 года, потом – в партизанском соединённом социалистическом отряде г. Тулы. В 1921 году служил в должности начальника штаба 2-й ...

Источниковедческий раздел
Источники, послужившие основой для написания данной работы, были изданы в сборнике «Борис Савинков на Лубянке». Это издание имеет ряд преимуществ и ряд недостатков. К первым можно отнести основательную и разностороннюю подборку источников разного типа по периодам деятельности Савинкова, которые имеют отношение не только к его пребыванию ...

Разделение труда и обмен.
В эпоху бронзы, наряду с искусственными пещерами, строились большие родовые дома. Возникли родовые поселения, где были люди, хорошо знавшие гончарное, кожевенное и металлообрабатывающее дело. Развивались и другие виды ремесла – ткачество, вязание, деревообделка. В связи с усовершенствованием орудий труда и дальнейшим развитием производ ...