Церковь
Страница 1

Историческая летопись » Культурно-просветительская деятельность в России XVIII века » Церковь

В данном пункте автор раскрывает процесс обмирщения общества петровского и послепетровского периода, опираясь на литературу Е. Анисимова, А. С. Орлова, Х. Баггера.

Времена Петра I стали переломными и для русской церкви, она стала терять свое привилегированное положение, происходит секуляризация церковной собственности (в первую очередь, земли), ослабло её влияние на русского человека, происходит постепенный процесс подчинения церкви государству, основывающийся политикой царя, направленной на укрепление своей самодержавной власти – «Государство – это творение человека, а не Бога». Поворот к новой политике в отношении церкви происходит после смерти патриарха Адриана в октябре 1700 года. 16 декабря 1700 года вместо патриарха назначается «местоблюститель» патриаршего престола митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского. 27 января 1701 года был восстановлен Монастырский приказ, под руководством И. А. Мусина-Пушкина, который получил в распоряжение земельные и финансовые дела церкви, что положило начало закрепощения церкви под началом единственной сильной власти, власти государя. Богатства церкви используются на нужды армии, флота и внешней политики.

Архиепископ Псковский Феофан Прокопович вводит азы коллегиальности в церкви, участвует в составлении «Духовного регламента» (1721). Церковь постепенно становиться элементом бюрократической машины, созданной для обслуживания этой власти. Проводя подобную политику, Петр пытался уберечь себя от оппозиционного положения, которое могла занять церковь, поддерживаемая по началу большими массами населения. И не смотря на свое довольно лояльное отношение к церковным обрядам, царю пришлось так сильно урезать права церкви и отодвинуть её на второй план для осуществления своих замыслов по кардинальной перестройке нашей страны и фактически строительства нового государства на старых территориях. Создание в 1721 году «Святейшего правительственного Синода», лишь официально уравненного в правах с Сенатом, стало наиболее ярким свидетельством превращения Российской православной церкви в одно из государственных учреждений, а её служителей – в служащих этого учреждения.

Немалые изменения претерпели и внутреннее устройство церкви, происходит унификация церковных чинов, учреждение штатов церковнослужителей, чистка их рядов от нежелательных и случайных лиц, отмена привилегий детям духовенства автоматически занимать эти места. С введением подушной подати в 1722 году были определены штаты церковнослужителей: 100-150 дворов прихожан, 1 священник, все, кто оказался за штатом, облагались подушной податью, старообрядцы обязаны были выплачивать подать а двойном размере. Многие бывшие церковники стали крепостными, и возвращение их в свое сословие стало невозможным.

С течением времени, церковь становиться проводником самодержавной идеологии, меняются веками складывающиеся традиции и догмы, составляются новые молитвы в честь государственных событий. В церквях вводятся табельные праздники: 1 января – Новый год; 3 февраля – тезоименитство цесаревны Анны Петровны; 19 февраля – «воспоминание брака императорского величества»; 30 мая – рождение Петра; 25 июля – коронование Петра; 27 июля – «преславная виктория под Полтавою»; 29 июля – тезоименитство Петра; 29 июля – взятие фрегатов при Ангуне и Грингале; 5 сентября – тезоименитство Елизаветы Петровны; 18 октября – взятие крепости Нотербург; 23 ноября – День Александра Невского; 30 мая – день «Святого апостола Андрея Первозванного». На веру и церковь стали смотреть как на инструмент воспитания вернподданых. И. Голиков замечает по этому поводу, что Петр воспитывал не прихожан, а подданных, обряды верующих рассматривал как обязанности, а священников, не доносивших на прихожан, облагал штрафами. Каждый священник давал клятву быть всегда готовым к государевой службе. Монастыри обладали богатейшими земельными фондами и огромным количеством душ, царь решил искоренить это раз и навсегда, он ограничил норму содержания церковнослужителей до 10 рублей и 10 четвертей хлеба в год на человека.

Страницы: 1 2

Быт древних людей на Горбуновском торфянике
Люди жили племенами (общинами), у них было единство племенного состава. Они сооружали деревянные сооружения на болотах. Это доказывает то, что они умели пользоваться деревом для своих построек. Так что население жило не только в землянках, но и в деревянных постройках, просто они не сохранились до нашего времени. Средства к существован ...

Франция
Сразу после окончания первой мировой войны премьер-министр Клемансо принял программу восстановления экономики Франции. В результате, уже к 1925 году наиболее пострадавшие в ходе боевых действий области восстановили свою экономическую мощь. Чтобы как-то компенсировать потери в рабочей силе, вызванные гибелью миллионов французов на фронте ...

Развитие родового строя в Азербайджане. Появление металлических орудий и оружия.
Открытие металла – меди было большой победой человека. Оно создало новую эпоху в истории человечества. Орудия, выкованные из меди приблизительно за 5 тыс. лет до н. э., благодаря своей мягкости при ударе сгибались и потому не нашли большого применения. Первое время медь в основном шла на изготовление различных украшения, колечки, нашив ...