Введение

Историческая летопись » Московское княжество » Введение

Монгольское нашествие имело разрушительные последствия для древнерусских земель. Пришли в упадок ремесла, не смогли возобновиться из руин многие города, над народом установилось тяжелое иноземное владычество. Москве было суждено не только восстать из пожарища, но укрепиться и встать во главе объединения раздробленной Руси. Одной из причин этого было прямое следствие монгольских походов и их перемещения в причерноморские степи – разорение исторических центров Южной и Северо-Восточной Руси: Киевской и Черниговской земель, городской округи Владимира и Суздаля. Население оставляло разоренные места и искало спасения на окраинах – в Москве, Твери, Белоозере, Галиче, Костроме. Сюда же бежало население Полоцкой и Смоленской земель, страдавшее от литовских набегов.

Усиление Москвы в середине XIII в. привело к появлению в городе самостоятельного князя. Им стал князь Михаил Ярославич, носивший прозвище Хоробрит, сын великого князя Ярослава Всеволодовича и брат Александра Невского. Вероятно, он получил в удел Москву в 1247 г., а в следующем, 1248 г. изгнал из Владимира своего дядю Святослава Всеволодовича и занял великокняжеский престол. В том же году он отправился в поход на литовцев и погиб в битве на берегу Протвы. Тело князя было перенесено во Владимир и похоронено в Успенском соборе. Энергичная деятельность князя Михаила полностью оправдывает данное ему прозвище: Хоробрит – хоробрящийся, храбрящийся. В литературном памятнике XIII в. “Слове Даниила Заточника” говориться: “ .лучше един мудр десяти хоробрующих без ума”. Вероятно, и первому московскому князю Михаилу Ярославичу недоставало мудрости и осмотрительности, что и привело его к трагическому и скорому концу.

Увеличившись вдвое, Москва выступила претендентом на великое княжение и вступила в борьбу с основным противником - Тверью. В кровавой драме, разыгравшейся в последующие два десятилетия, пали и тверской князь Михаил, и его враг Юрий, и сын тверского князя. На чьей стороне окажется победа, наверное, в ту пору не мог бы сказать никакой прорицатель и ясновидец.

Христианское просвещение на Руси.
Рядом с воздействием церкви на гражданский быт Руси мы видим и просветительскую деятельность церкви. Она была многообразна. Прежде всего просветительное значение имели те практические примеры новой христианской жизни, которые давали русским людям отдельные подвижники и целые общины подвижников — монастыри. Затем просветительное влияние ...

Последняя фаза цивилизации: эпоха эллинизма. У истоков эллинизма
В то время когда самые мощные греческие полисы истощали себя в междоусобных войнах, на севере Балканского полуострова крепло молодое государство — Македония. При царе Филиппе II, создавшем самую сильную в ту эпоху армию, Македония все активнее стала вмешиваться в политическую жизнь Греции, а вскоре вступила в военный конфликт с Афинами, ...

Средневековые теократические теории
Католическая церковь, возглавляемая римским папой, притязала на участие в политической власти. Заметных успехов в этом она добивалась в периоды, когда власть королей и императоров слабела из-за феодальных раздоров, а на папском престоле оказывались сильные политики. Наиболее спорным вопросом между духовной и светской властями был вопрос ...