Основные этапы человеческой истории
Страница 3

Историческая летопись » Основные итоги развития человечества на пороге XXI столетия » Основные этапы человеческой истории

Поскольку технология оперирует вещами и понятиями, лежащими на поверхности, то ее можно заимствовать, не подвергая себя риску духовного закабаления. Органический синтез западного и восточного начал — вот магистральный путь развития человечества. Происходит двуединый процесс закрытия и увеличения открытости мира. Мир как бы замкнулся в пределах земного шара, но в то же время унификация стилей жизни, форм поведения, моды и т.д. в масштабах целых народов, стран и регионов с большой вероятностью порождает и обратную реакцию возрождения и усиления приверженности людей национальным культурным ценностям и традициям, стремления подчеркивать свою уникальность, различие и т.д. Люди склонны дорожить такими внутренними элементами, как традиции, религия, язык, культура своего народа.

Об этом свидетельствует наблюдающееся в последние годы возрождение национализма, религиозного и культурного фундаментализма, традиционализма и т.д. Именно в этом контексте следует понимать усилившиеся в последние два-три десятилетия требования различных народов о независимости и предоставлении им условий для реализации права на самоопределение. В 90-е гг. XX в. произошел мирный развод Чехословакии на два самостоятельных государства и кровавая трагедия, сопутствовавшая разделению Югославии, распад Советского Союза и образование на его обломах полутора десятка новых государств.

Иначе говоря, мы имеем органическое сочетание единства и независимости мирового сообщества, с одной стороны, разнообразия центров, народов, культур, религий — с другой. Заимствуя друг у друга на протяжении многих веков различные технологии, европейские народы вместе с тем сохранили свою национальную идентичность. Именно это дало им возможность быть членами единоевропейской цивилизации, представляя одновременно французский, итальянский, испанский и другие народы, каждый из которых внес свой особый, уникальный вклад в общее дело. Восточные народы могут также внести каждый свой — и тоже уникальный вклад в формирующуюся всепланетарную цивилизацию, сохраняв при этом свою национальную идентичность.

С данной точки зрения немаловажный интерес представляет вопрос о совместимости демократии с восточными, так называемыми органическими, культурами. Если вникнуть в сущность ценностей, норм и установок демократии, то обнаружится, что в них в принципе отсутствует какое бы то ни было противопоставление коллективизма индивидуализму, солидаризма эгоизму, государственного вмешательства — рыночному началу. В этом контексте немаловажный интерес для нас представляет опыт Японии и некоторых других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В отличие от Запада, здесь группа важнее, чем отдельно взятый индивид. Акцент делается на самоограничении личности, ее ответственности перед обществом, приверженности интересам коллектива, корпорации, государства. Показательны с данной точки зрения особенности японской модели управления предприятиями. Все члены фирмы связаны между собой узами взаимных обязательств и ответственности. Эти обязанности и ответственность распространяются не только на рабочих, но и на руководителя, который, как «старший брат», должен заботиться о своих подчиненных. Считая, что все члены «семьи» в неоплатном долгу перед ней, как сыновья перед матерью, японцы стремятся укреплять гармонию внутри группы,! для чего широко практикуется система продвижения по службе и оплаты труда по старшинству.

Страницы: 1 2 3 4

Развитие сельского хозяйства и усиление феодальной эксплуатации крестьян
В сельском хозяйстве складывалась своя география, районы специализации. Земледелие повсеместно было господствующей отраслью. Шире применялось трехполье и связанное с ним применение удобрений. Паровая система использовалась параллельно с переложной. Речь идет в первую очередь о степных районах, северные земли обрабатывались с подсекой. У ...

Общественно-политические процессы в Италии. «Красное  двухлетие».
Государственное устройство Италии в начале XX в. представ­ляло собой монархию во главе с Савойской династией. После убий­ства анархистами в 1900 г. короля Умберто на престол вступил Виктор Эммануил III (1900—1946). Итальянская монархия была организована по образцу других европейских буржуазных госу­дарств. Однако конституционно-правовая ...

Теория солидаризма Л. Дюги
Идеи солидаризма получили значительное распространение в конце XIX – начале XX в. Профессор юридического факультета в Бордо Леон Дюги (1859–1928 гг.). В книге “Государство, объективное право и положительный закон” (1901 г.), а также в последующих произведениях Дюги писал, что основой общества является неравенство людей, что приводит к р ...