Законодательство о стрельцах и других приборных  людях.
Страница 2

Историческая летопись » Сословная политика царского самодержавия » Законодательство о стрельцах и других приборных  людях.

Правительство, учитывая значение стрельцов в обороне городов во время иностранной военной интервенцией и крестьянской войны, значительно увеличило число городовых стрельцов. В результате общее количество городовых стрельцов возросло с 20539 человек в 1625 году до 25669 человек в 1634 году.[76]

Увеличение числа городовых стрельцов не было вызвано внешней опасностью. На мой взгляд, причины этого явления заключались во внутренних положениях государства, которое продолжало оставаться весьма напряженным. Правительство испытывло острую нужду в деньгах.

С разоренного и обнищавшего тяглового населения выколачивались многочисленные подати и недоимки за прошлые годы, собирать которые приходилось при помощи вооруженной силы. Примером могут послужить сборы “пятой деньги” на жалование ратным людям.[77]

Правительство, оценив политическую и моральную устойчивость стрельцов в период иностранной военной интервенции и крестьянской войне, постепенно стало превращать их в полицейскую силу. Именно с этого времени городовые стрельцы стали называться “жилетскими”, то есть обязанными постоянно жить в том или ином городе по указанию правительства. Увеличивая численность стрелецкого войска, правительство постоянно напоминало воеводам и головам, чтобы в стрельцы не попадали холопы, тяглые посадские люди и пашенные крестьяне.

Прибирать в стрельцы разрешалось из вольных охочих людей. Тяжелая судьба стрельцов и их плохое материальное обеспечение являлись причиной того, что свободные люди неохотно шли в стрельцы. Поэтому основным источником пополнения стрелецкого войска стала стрелецкая семья. Стрелецкая служба становилась не только наследственной, но и принудительной. Стрелецкое войско все более превращалось в замкнутую кастовую организацтю.

Таким образом, основные изменения, происшедшие в состоянии стрелецкого войска в период между иностранной интервенцией и русско – польской войной, состояли в значительном росте городовых стрельцов и в начавшемся постепенном превращении стрельцов в полицейскую силу.

Следующую группу войска составляли казаки. После освобождения москвы от интервентов и роспуска народноо ополчения, решающей по численности вооруженной силой в Москве оставалось казачество. Правительство боялось казаков, не доверяло им и постепенно сокращало число казаков путем отделения от них крестьян, холопов и других тяглых людей, оказавшихся в рядах казачества в период борьбы с итервенцией. Доказательством может служит указ Михаила Федоровича не ранее 26 февраля 1613 года, по которому холопы, влившиеся в казачьи станицы подлежали возврату их прежним владельцам.[78] Одновременно с фильтрацией казачества правительство постаралось очистить Москву от казаков, разослав их в разные города, где казаки нели городовую службу наряду со стрельцами. В результате всех указанных мероприятий к началу 30 годов в составе войска, по исследованиям А.В. Чернова насчитывалось не более 11 тысяч служилых казаков.[79]

Правительство стремилось подчинить себе казаков. В наказах городовым воеводам указывалось казаков расписать в сотни наряду с другими служилыми людьми и назначить к ним голов. В результате тих мероприятий казаки постепенно лишались своей станичной организации и выборных атаманов. Казаки теперь имели сотенное устройство, сотни иногда сводились в приказы, аналогичные стрелецким.

Страницы: 1 2 3

Первое упоминание
Первое упоминание содержится в "Житии Максима Грека". Максим Грек - образованный человек, полиглот, книжный знаток, подлинный ученый-энциклопедист. Светское имя его Михаил Триволис. Родился он в семье албанского воеводы. Молодость провел в Италии. Здесь на протяжении многих лет слушал лекции в высших школах Болоньи, Падуи, Мил ...

Трипольская культура.
Высшего развития своего культура неолитической эпохи достигла в культуре глиняных мазанок и раскрашенной посуды, открытой впервые покойным В. В. Хвойко в бассейне р. Стугны и Красной, в окрестностях села Триполья и названной поэтому триполъской культурой. Культура эта имела обширное распространение. Следы ее находят в области Десны в Че ...

Чингисхан
В конце 50-начале 60-х гг. XII в. одному из монгольских вождей Есугею из племени тайджиут, удалось объединить под своей властью большинство монгольских племен. В 1162г в его семье родился старший сын Тэмучэн (будущий Чингисхан). Враждовавшие с Есугеем татары сумели отравить его. Объединения Есугея распались, его семья бедствовала и скит ...