Законодательство о стрельцах и других приборных  людях.
Страница 1

Историческая летопись » Сословная политика царского самодержавия » Законодательство о стрельцах и других приборных  людях.

Развитие вооруженных сил Росии в XVII веке характеризуется отмиранием старой военной организации государства, основу которой составляло поместное ополчение. Для разрешения важных внешнеполитических задач и подавления народных антифеодальных восстаний, которыми был богат XVII век феодальная монархия, развивавшаяся по пути абсолютизма нуждалась в такой вооруженной силе, которая находилась бы постоянно под ружьем и по своей боеспособности соответствовала уровню военного искусства того времени.

Коренные недостатки системы организации войска заключались в следующем:

1. Поместное ополчение не было постоянным войском;

2. Централизованное государственное обеспечение войска оружием, боеприпаами и продовольствие отсутствовало;

3. Военное обучение не носило регулярного характера;

4. Вооружение было чрезвычайно разнообразным, а дисциплина слабой.

Как нам уже стало известно, что к началу XVII века русское войско состояло из служилых людей “по отечеству” (думных и московских чинов и городовых дворян и детей боярских) и служилых людей “по прибору” (стрельцов, казаков, пушкарей и затинщиков). Как вооруженные силы использовались и нерусские народы – служилые татары, башкиры…

Служилые люди “по прибору” набирались в службу из детей и других родственников приборных людей и из вольных людей. По данным А.В.Чернова они получали за службу земельные участки под пашню в размере 4-8 четвертей в поле (стрельцы) или 20-30 четвертей (казаки), и денежное жалование в сумме 2-3 рубля в год.[73] В некоторых городах вместо земельных наделов им выдавалось хлебное жалование.

Стрельцы получали казенное оружие и несли преимущественно пешую службу; казаки должны были являться на службу на своих конях, со своим оружием. Служилые люди “по прибору” поселялись в городах или близ них особыми слободами (стрелецкими, казачьими, пушкарскими), находились на постоянной службе и имели свою военную организацию в мирное и военное время.

Стрельцы и казаки формировались в “приказы” численностью в 500 человек под управлением голов; приказы делились на сотни во главе с сотникми, а сотни на десяки во главе с десятниками.[74] Военные казаки (донские и яицкие), эпизодически привлекавшиеся на службу, сохраняли свою организацию в виде станиц во главе с атаманами.

По общим данным А.В. Чернова в конце XVI века ратных людей было около ста тысяч, в том числе дворян и детей боярских (с холопами) 50 000, стрельцов – 20, 25 тысяч, служилых (городовых) казаков и служилых людей из нерусских народностей – 20 тысяч, иноземцев – 4 тысячи.[75] Таким образом, конницы имелось 75 тысяч, а пехоты – до 25 тысяч человек.

Лучшую часть ратных людей составляли стрельцы, поголовно вооруженые. Кроме холодного, огнестрельным оружием (пищалями) и тем самым выгодно отличавщиеся от других разрядов служилых людей.

Войско, направляемое на пограничную службу или на театр военных действий, обычно формировалось в составе пяти полков (большой, передовой, правая рука, левая рука, сторожевой) или трех полков (большой передовой и сторожевой). Кроме того, особо формировался ертаул (легкоконный полк), а иногда в войско включался и “государев” полк, в который входили думные и московские “чины” со своими холопами. Самостоятельную часть войска составлял “наряд” (артиллерия), делившийся на осадный (стенобитный) и полковой (полевой) наряды в завиимости от калибра пушек и пищалей. Общее командование и руководство боевыми действиями принадлежало воеводе большого полка.

Страницы: 1 2 3

Литература
1. Алексашкина Л.Н. Новейшая история 1945 - начала 1990-х годов: СОБЫТИЯ, ЛЮДИ, ПРОБЛЕМЫ. - М., 1995. 2. Баковецкий О.Д., Шейнин Э.Я. От группировок - к общей Европе. - М., 1992. 3. Великобритания. (Экономика и политика стран современного капитализма). - М., 1972. 4. Власть: очерки современной политической философии Запада. - М., 198 ...

Самозванцы
В обстановке всеобщего недовольства Борисом широкое распространение получили слухи о том, что царевич Дмитрий жив, «чудесно спасшийся в Угличе». Этим слухом и воспользовались авантюристы. В 1602 году в Литве появился человек, который выдавал себя за убитого царевича Дмитрия. В своей беседе с польским магнатом Адамом Вишневецким поведал, ...

Политические и правовые учения в Германии 17-18 вв
Усиление феодальной эксплуатации, политической и идеологической реакции, установление княжеского абсолютизма, окончательно утвердившегося в результате Тридцатилетней войны (1618–1648 гг.) и приведшего к возникновению в некоторых землях Священной Римской империи германской нации полицейского государства, существенно задержали не только с ...