Крестьянское законодательство. Усиление крепостничества во владельческой деревне.
Страница 2

Историческая летопись » Сословная политика царского самодержавия » Крестьянское законодательство. Усиление крепостничества во владельческой деревне.

Напряженным было положение и внутри господствующего класса феодалов, между отдельными группами которого происходили бесчисленные столкновения. Борьба шла за политические привилегии, за военные и гражданские должности, а больше всего за землю и крестьян. Нередко, судя по источникам, на одни и те же земли предъявляли права различные владельцы. Особенно большого накала в тот период достигла борьба за рабочие руки, без которых земля теряла всякую ценность. Вот почему феодалы стремились навечно подчинить себе оказавшееся в их власти население. Но этому мешали урочные годы, ограничивавшие розыск убежавших и вывезенных крепостных определенным сроком. Хочется отметить один важный момент: по вопросу об урочных летах среди господствующего класса отсутствовало единство во взглядах. Если одни феодальные владельцы были заинтересованы в сохранении коротких урочных лет, то другие, напротив, добивались их полной отмены.

Вся первая половина XVII века фактически заполнена борьбой служилых дворян за отмену урочных лет. С 1619 года вступает в силу пятилетняя давность исков[121]. Исключение представлял лишь Троице-Сергиев монастырь которому в 1613-1614 годах правительство разрешило искать беглых крепостных в течение 9-ти лет. Добиваясь полной отмены урочных лет, служилые дворяне подкрепляли свои требования различными способами: не являлись на службу, оказывали неповиновение воеводам… но, пожалуй, самой распространенной формой их оппозиционных действий по отношению к правительству являлась подача индивидуальных и коллективных челобитных. В 1637 году служилые дворяне ряда городов подали царю первую коллективную челобитную с требованием отменить урочные годы. Она представляет собою, по данным М. М. Шевченко, обвинительный акт против монастырей, митрополитов…, которые подговаривают чужих крестьян к побегу и укрывают их у себя[122].

Подобные челобитья подавались и в 1641 году. Дворяне настаивали на том, чтобы им было разрешено возвращать своих беглых крестьян и бобылей без урочных лет.

Но и это уступка правительства не успокоила ненасытных помещиков. Теперь они стали требовать от власти полной отмены урочных лет. И к большому несчастью крестьян в 1649 г. во время правления А. М. Романова вышло в свет Соборное Уложение, на основании которого беглых крестьян разрешалось искать бессрочно. После принятия Соборного Уложения следует особо остановится на крестьянских побегах, поскольку с отменой урочных лет они не только не прекратились, но, напротив, принесли невиданные до того размера. Это тем более необходимо, что борьба с побегами крестьян, их сыск был тем стержнем, вокруг которого, как заметили А. Г. Маньков, наматывались нити крепостного права[123] по наблюдениям Т. И. Смирновой, крестьяне бежали главным образом из имений мелких и средних феодалов[124] причем одни из них, придерживаясь старой традиции, устремлялись на окраины государства, где крепостнический гнет был слабее, другие пытались найти лучшую долю в крупных вотчинах и поместьях центральных районов. В отличие от прошлого времени теперь крестьяне стали убегать большими группами, иногда целыми деревнями, унося с собой все необходимое для ведения сельского хозяйства на новых местах жительства. Средние и мелкие душевладельцы оказались не в состоянии приостановить бегство крепостных крестьян собственными силами и настойчиво требовали помощи от государственной власти. Они прибегали к подаче коллективных челобитных правительству и самому царю. Так в “известной челобитной” дворян новосельского уезда царю Алексею Михайловичу в 1657 г. говорится: “В нынешнем государь 169-м (1957)году в разных месяцах… из сел и деревень люди и крестьяне, умысля воровски, бегут… в украинные городы, государь, в тех селех жгут, и нас, холопий твоих крадут и разбивают…”.[125] Аналогичные жалобы служилых людей красной нитью проходят через все их челобитные второй половины XVII века. В ответ на это правительство издало целую серию новых юридических актов, предписывавших меры взускания и за побеги и за укрывательство беглых. Одним из таких актов, по данным М.М.Шевченко, явился указ от 13 сентября 1661 года.[126] Указ предписывал “приказчиков частновладельческих имений за прием и укрывательство беглых без согласия их господ бить кнутом нещадно, чтобы иным впредь неподно было чужих беглых людей и крестьян принимать”. Таким образом, в результате объединения усилий правительства и служилых дворян многие десятки тысяч беглецов были пойманы и возвращены на их прежние места жительства. Правительство опять пошло на незначительную уступку: 9 марта 1642 появился указ, по которому сроки ссылки беглых крестьян был увеличен до 10 лет, а насильственно вывезенных до 15 лет. Обнаруженные в чужих владениях крестьяне возвращались к прежним хозяевам вместе со всем имуществом. Кроме того, с лиц, державших у себя беглых, взыскивался штраф из расчета по пяти рублей за каждый год, прожитых теми на их земле.

Страницы: 1 2 3

Природа и жизнь в древнем Азербайджане
Эта «седая древность» при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколений необычайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высокого развития, потому что она имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства, а своим содержанием – преодоление таких трудностей, которые никог ...

Казнь
… Решение тщательно скрывалось от семьи. Тем вечером 17 июля в 22 часа 30 минут они, как обычно пошли спать. В 23 часа 30 минут в особняк явилось двое особоуполномоченных от Уралсовета. Они вручили решение исполкома командиру отряда охраны Ермакову и коменданту дома Юровскому и предложили немедленно приступить к исполнению приговора. ...

Внешнее устройство церкви в древней Руси.
Крещение Руси не следует представлять себе как простую перемену верований. Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых установлений и учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия: в Киеве стал жить русский митрополит, поставляемый Константинопольским патри ...