Латинская Америка в начале XX в.

Историческая летопись » Мир на пороге ХХ века » Латинская Америка в начале XX в.

В отличие от многих государств Востока страны латиноамериканской «периферии» несколько веков находились в колониальной зависимости. И все это время они испытывали определенное воздействие европейских традиций, культуры в целом. Важную роль в этом своеобразном европеизировании сыграла католическая церковь, способствовавшая внедрению в сознание местного населения именно европейских моделей культуры и просвещения.

В течение XIX в. молодые независимые страны региона находились под большим влиянием США. Верные доктрине Монро, американцы стремились не допустить укрепления позиций европейцев в Латинской Америке, на ее рынках. Но если в начале XIX в. поддержка США косвенно помогла латиноамериканцам сбросить испанский (а бразильцам — португальский) гнет, то в дальнейшем эта помощь обернулась финансово-экономическим засильем. Такая ситуация все меньше устраивала страны региона, и прежде всего наиболее развитые из них — Аргентину, Мексику и Бразилию. В конце XIX в. национальная латиноамериканская буржуазия стремилась к большей самостоятельности, к установлению контактов с ведущими странами Европы. Искали таких контактов и европейцы, в особенности Германия и Англия, во второй половине XIX в. вложившая немалые капиталы в строительство железных дорог в регионе.

На рубеже XIX—XX вв. в ряде латиноамериканских стран (Чили, Уругвай, Аргентина, Бразилия и др.) были проведены демократические реформы, постепенно шло формирование гражданского общества. Процесс этот развивался нелегко.

Так, в Мексике в период военной диктатуры генерала П. Диаса (1877—1911) экономика полностью контролировалась США и — в меньшей степени — Англией. Крайне низкий уровень жизни населения вызывал постоянные крестьянские волнения, которые жестоко подавлялись. После очередной фальсификации Диасом результатов выборов в ноябре 1910 г. началось всенародное восстание, переросшее в буржуазную революцию. Спустя несколько месяцев Диас бежал из Мексики, и в октябре 1911 г. президентом страны был избран лидер буржуазной оппозиции Ф. Мадеро. Решающую роль в победе революции сыграли мощные крестьянские армии во главе с популярными в народе вождями — Эмилиано Сапатой и Франсиско (Панчо) Вилья.

Но Мадеро, придя к власти, не стал проводить обещанные земельную и другие реформы, и крестьяне возобновили борьбу. Одновременно против Мадеро выступили и реакционные силы во главе с генералом Уэртой. В результате государственного переворота (февраль 1913 г.) Мадеро и несколько его министров были убиты, а к власти пришел Уэрта. Но на Мехико, столицу страны, с разных сторон двинулись крестьянские армии, и в июле 1914 г. диктатура Уэрты пала.

США дважды пытались вмешаться в ход событий, вводя в Мексику свои войска, но это только приводило к сплочению демократических сил. Мексиканцы слишком хорошо помнили, что в результате войны с США в 1846— 1848 гг. американцам отошло более половины территории страны. В результате США оба раза были вынуждены отозвать свои войска.

В 1917 г. мексиканская революция победила окончательно: была принята демократическая конституция, предопределившая вступление Мексики в эпоху индустриальной цивилизации.

Пропедевтика на новом этапе
Выше уже отмечалось, что в годы ректорства В. Фаворского в созданной в начале 20-х годов системе пропедевтических дисциплин происходила быстрая эволюция, в ходе которой некоторые из этих дисциплин преобразовывались целиком или частично в традиционные общехудожественные предметы. При новом ректоре П. Новицком Основное отделение из двухг ...

Ополчение
Со смертью Вора русские люди получили возможность соединиться для отпора полякам, и с пор Смута в дальнейшем своем развитии получает преимущественно характер национальной борьбы, в которой русские стремятся освободиться от польского гнета, ими же в значительной степени и допущенный. Московское государство в это время представляет собой ...

Шаманские посохи
В последнее время захоронения с необычным инвентарем и нестандартным положением костяка выделяют как шаманские погребения. Некоторые предметы из таких погребений относят к атрибутам шаманского культа. Сюда можно включить и так называемые посохи или жезлы шаманов. Существование таких посохов подтверждают и этнографические данные. У кетск ...