Особенности развития стран средней Азии после распада СССР. Казахстан
Страница 2

Историческая летопись » Развитие стран средней Азии после распада СССР » Особенности развития стран средней Азии после распада СССР. Казахстан

Природно-экономический потенциал. Ресурсный потенциал Казахстана в СНГ уступает лишь России. Страна богата полезными ископаемыми. Из стран Каспийского бассейна Казахстан располагает наиболее значительными запасами углеводородов - от 2 до 6 млрд. т условного топлива. Кроме старых нефтепромыслов Эмба, Новый Узень и Мангышлак, действуют и разведываются крупные месторождения Тенгиз, Кашаган и газовое месторождение Карачаганак. Есть крупные разработки каменного угля - Экибастуз, Караганда, железной руды - Соколовско-Сарбайское, Лисаковское. Казахстан имеет крупнейшие месторождения драгоценных, цветных и редких металлов.[6,с.187]

Энергетической базой являются 37 тепловых электростанций, работающих на угле. Эксплуатируются 3 крупные гидроэлектростанции

Казахстан имел развитую сеть автодорог - около 100 тыс. км, железных дорог - 15 тыс. км, водный транспорт на Балхаше, Каспийском, Аральском озерах.

Казахстан в советское время был крупнейшим производителем товарного зерна, шерсти, мясопродуктов, хлопка. В ! 950-е гг. во время освоения целинных и залежных земель была заложена основа современного сельского хозяйства республики, работали 2,5 тыс. коллективных хозяйств.

Независимый Казахстан переживает экономический кризис после распада СССР. Падение ВВП здесь обозначилось с 1989 г. и шло до 1995 г., когда показатель ВВП остановился на 56,3 % от уровня 1989 г. На 2003 г. ВВП составил 86 % уровня 1989 г. (прил. 7, табл. 1, 2). Сократилась почти вдвое выработка энергии.

Основные планы выхода Казахстана из кризиса связаны с увеличением продажи нефти, газа и металлов, которые составляют более 80 % стоимости экспорта. Другой внешнеэкономической надеждой Казахстана является участие в трансазиатских транспортных проектах. В 1991 г. была открыта железная дорога, связавшая Казахстан с Китаем, а в 1993 г. - с Ираном и Турцией через Туркменистан.

Затянувшийся экономический кризис обостряет социальные и этнические противоречия, дестабилизирует политическую атмосферу.

Существенной чертой политического климата Казахстана является дискриминация неказахов. Единственным государственным языком считается казахский, хотя наиболее распространенным является русский, он признан лишь языком межнационального общения. Государственные должности без знания казахского языка занять нельзя. Казахи занимают непропорционально большое число государственных и выборных должностей, оттесняют лиц других национальностей от распределения собственности. Распределение должностей зависит зачастую не от деловых качеств, а от родоплеменных связей19. Ущемление других народов выражается в этнической чистке управленческих и силовых структур, в "судебном терроре", в провокациях типа усть-каменогорского дела 1999 г. о русских националистах-террористах, в разрушении памятников, в переименовании русских названий населенных пунктов, в сокращении числа и дискриминации русских учебных и культурных учреждений.

Эмиграция показывает, что, несмотря на уверения руководителей страны об отсутствии других причин для отъезда, кроме экономических, у русских, немцев, украинцев существует опасение за свое будущее и будущее своих детей в независимом Казахстане. Казахстан покинули более 2 млн. русских и полмиллиона немцев. Казахстан покидают и обрусевшие казахи, которые также испытывают давление националистов. В основном выезжают интеллигенция, индустриальные рабочие и земледельцы работоспособного возраста. Это главная причина деурбанизации, деиндустриализации и депопуляции Казахстана. Миграционные процессы стали менее интенсивными, но не прекратились, что создает угрозу для безопасности Казахстана, поскольку население других республик Центральной Азии стремительно растет. Пока это не осознается политиками Казахстана, продолжающими формировать моноэтническое государство.

Официальный язык в Республике Казахстан – казахский, относящийся к группе тюркских языков, родственный узбекскому, кыргызскому, туркменскому и турецкому языкам. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык. Каждый человек вправе разговаривать на своем родном языке и выбирать язык для общения, образования и работы, что помогает людям разных этнических слоев жить и работать в мире и согласии.

Страницы: 1 2 3

Политическая программа дворянства (Н. М. Карамзин). Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского
Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839) - политический мыслитель, правовед, общественный деятель. По заданию Александра I Сперанский подготовил ряд проектов усовершенствования государственного строя империи, по существу, проектов российской конституции. Проекты Сперанского опираются на глубокое теоретическое обоснование. Государством ...

Ремесло
Прежде всего надо сказать, что ремесла, как частного рода деятельности в Месопотамии не существовало, т. к. все ремесленники были подчинены царскому или храмовому хозяйству. Это как раз можно проследить в п. 188, гласящем: "Если какой-либо ремесленник возьмет малолетнего в воспитанники и научит его своему ремеслу, то он не может б ...

Культ Неба
Воцарение Чжоу сопровождалось важными переменами в общественном сознании и идеологической традиции древнего Китая. Чжоусцы принесли с собой новое представление о верховном божестве, которого они называли Тянь. В первоначальном начертании знак «тянь» являл изображение большого человека с особо выделенной головой и служил, вероятно, обозн ...