Развитие московского княжества.Страница 2
Симеон Иоаннович Гордый - сын Ивана Даниловича Калиты, занимал великокняжеский московский стол с 1341 по 1353 год. По смерти Калиты Симеон отправился в орду и без особенных затруднений получил ярлык, по которому "вси князи Русские под руце его даны". Симеон заключил с братьями договор "быть им за один до живота и безобидно владеть каждому своим", но в действительности очень сурово обращался с ними, за что и получил прозвание "Гордый". В указанной грамоте Симеон величается великим князем всея Руси. Все князья его слушались и не помышляли даже о противлении. Когда Симеон оскорбил князя смоленского Фёдора Святославича, отослав к нему его дочь, а свою жену, тот молча снёс оскорбление. Симеон, по примеру своих предшественников, держал в руках новгородцев. Он ходил на них войной и заставил дорого купить мир. С татарами он был в большой дружбе. Ольгерд, великий князь литовский, боялся возвышения Москвы и начал с ней войну, но, не надеясь одолеть Симеона собственными силами, задумал погубить его при помощи татар. Он отправил своего брата в орду, но надежды его не исполнились; Симеон тоже поехал туда и представил хану всю опасность, которая грозит ему с усилением Литвы. Хан послушался его и выдал ему брата Ольгерда, что заставило Ольгерда просить мира у московского князя.
В 1352 г. на Русь из Западной Европы пришла эпидемия черной смерти – чумы, поражавшей население Европы с 1347 г., когда была занесена генуэзцами из Крыма. “Сношаху к церкви мертвых до двадесяти и до тридесяти, и всем тем едино надгробное пение отпеваху . и тако полагаху по пяти и по десяти во едину могилу”, – сообщает летописец. 11 марта скончался митрополит Феогност. На той же недели умерли сыновья великого князя Иван и Семен. 26 апреля, в возрасте 37 лет умер и великий князь Семен Иванович, успев перед смертью принять монашеский постриг. Едва минули сорочины по великому князю, 6 июня скончался его младший брат, двадцатипятилетний Андрей. Московский престол и великое княжение перешли к среднему из братьев Ивану, носившему прозвище Красный, т.е. Красивый.
Летописец называет этого князя кротким, тихим и милостивым. Иван Красный не обладал твердостью отца и решительностью старшего брата. Его слабость была очевидна – рязанских князь Олег Иванович захватил московскую волость Лопасню, новгородцы враждовали с великим князем, противопоставляя ему князя Константина Васильевича Суздальского, а в самой Москве шла усобица между боярами. 3 февраля 1356 г. утром на одной из московских площадей было найдено тело тысяцкого (начальника городского ополчения и старшего боярина) Алексея Петровича Хвоста: “убиение же его дивно некако и незнаемо . неции же рекоша (некоторые говорили), яко втаю (в тайне) совет сотвориша и ков коваша на нь (на него), и тако всех общею думою, да яко же Андрей Боголюбивый от Кучкович, тако и сий от своея дружины пострада”. Вслед за убийством поднялось волнение среди бояр, и старшие из них Михаил и зять его Василий Васильевич Вельяминов отъехали на службу в Рязань, но впоследствии Иван Иванович перезвал их обратно. Правление Ивана Красивого было недолгим – он скончался 13 ноября 1359 г., приняв, по обычаю, перед смертью монашество и схиму.
М.Н.Тихомиров, отмечая слабый и нерешительный характер Ивана Ивановича, писал “но Московское княжество окрепло, и судьба его уже не зависела от личных способностей великих князей”. Показателем возросшего могущества Москвы было расширение территории города. Летописные известия о пожарах показывают Москву крупным городом с большим количеством домов и церквей. Москва горела в 1331, 1335, 1337 годах. В 1343 г. “погорел город Москва, згорело церквей 28”. Особенно крупным был пожар 1365 г. Погорел Кремль, Загородье (т.е. посад) и Заречье. Столь частые пожары свидетельствуют об интенсивном строительстве. Подмосковные леса еще не были вырублены и при новых постройках материал был всегда под рукой. Появилось в Москве, очевидно, при великокняжеском дворе, и литейное производство. В 1342 г. московский мастер Борис ездил в Новгород лить колокол для храма святой Софии. В 1346 г. он же слил три больших и три малых колокола для московских церквей. Заботились преемники Калиты и об украшении созданных им церквей. В 1344 г. Успенский и Архангельский заборы начали расписывать греческие и русские мастера. В 1345 г. по велению великой княгини Айгусты-Анастасии был расписан собор Спасского монастыря, называвшийся еще храмом Спаса на Бору. Была расписана и церковь Иоанна Лествичника.
Столетие спустя:
Минули долгие-долгие годы. Место Невской битвы, в отличии от многих других полей средневековых сражений, не было забыто. Ещё в новгородское время здесь воздвигли небольшой деревянный храм, ставший памятником совершенному в устье Ижоры подвигу. Александр Невский был причислен к лику святых, а это повело к ещё более прочному закреплению ...
Появление родовой общины
В период позднего палеолита на смену первобытному стаду пришла родовая община, объединявшая людей одного рода. Она имела коллективную собственность и вела хозяйство на основе возрастного и полового разделения труда, простой кооперации труда. Мужчины занимались охотой, рыболовством, изготовлением орудий, а женщины — собирательством, приг ...
Воссоединение Украины с Россией. Дальнейшее укрепление
русско-украинских связей
В
ходе освободительной войны украинский народ все больше осознавал, что окончательная победа над захватчиками возможна лишь в тесном союзе с братским русским народом. Выражая извечное стремление трудящихся Украины к воссоединению с Россией, Богдан Хмельницкий последовательно и настойчиво боролся за его осуществление.
На протяжении 1651 ...