Захват земель полабских и поморских славян

Феодальное государство в Германии » Захват земель полабских и поморских славян

В результате успешных восстаний 983 и 1002 гг. полабские славяне надолго избавились от немецкого господства. Но они по-прежнему оставались разрозненными. Попытки ободритских князей объединить под своей властью славянские земли наталкивались на сопротивление местной знати. Этим пользовались немецкие феодалы для захвата славянского Полабья.

В 1147 г. саксонский герцог Генрих Лев с благословения папы предпринял крестовый поход против язычников славян. Ободритский князь Никлот хорошо организовал оборону страны, и поход закончился полным провалом. В 1160 г. был предпринят новый поход против ободритов. На этот раз крестоносцам удалось нанести поражение Никлоту. Хотя Никлот, а после его гибели его сыновья продолжали долго и упорно сопротивляться немцам, силы ободритов в конце концов были сломлены, и их страна стала добычей немецких феодалов. Захватчики отнимали земли у местного населения, обращая его насильственно в христианство. Область перешла под управление немецких графов и католического духовенства. Позже Генрих Лев, стремясь заручиться поддержкой славянских князей в борьбе со своими противниками в Германии, передал большую часть ободритских земель в управление сыну Никлота Прибиславу. Так возникло Мекленбургское герцогство, формально считавшееся самостоятельным, но входившее в качестве имперского лена в состав Германии. Остальные земли ободритов были розданы немецким графам. Славянское население насильственно онемечивалось, хотя еще в течение ряда столетий оно продолжало сохранять свои этнические особенности.

В 1168 г. датчане захватили славянский остров Руяну (Рю-геп) и уничтожили знаменитую славянскую святыню в Аркопе. Остров был отдан в лен руянским князьям, принявшим христианство и обязавшимся повиноваться власти датского короля. Датчане пытались также подчинить славянское Поморье, но поморские князья признали над собой власть германского императора (1180 г.).

В то же время немецкими феодалами были захвачены п земли лютичей. Инициатором этих захватов являлся Альбрехт Медведь, получивший в 1134 г. в лен от императора Северную марку (на левом берегу среднего течения Эльбы). Используя раздоры среди лютичских князей и вероломно вмешиваясь в их дела, он завладел наследием браниборского князя Прибислава. Преемники Альбрехта Медведя расширили свои владения за счет земель, отторгнутых у сыновей Генриха Льва, и образовали крупное территориальное княжество — маркграфство Бранденбургсков. В XIII в. в него вошла земля шпревян, на которой вскоре был построен город Берлин.

Колонизация славянских земель и насильственное онемечение славян

Захватив обширные и богатые славянские земли, немецкие феодалы стали беспощадно эксплуатировать население. Так, в земле ободритов, кроме церковной десятины, население обязано было давать по три меры зерна и по 12 серебряных монет с плуга. По словам хрониста, кроме огромной дани, завоеватели требовали с населения разные другие поборы и доводили его до полного изнеможения. Еще в более тяжелом положении оказались лютичи, страна которых уже во времена Альбрехта Медведя, по сообщению хроники, наполовину опустела. Земельные собственники —в основном немецкие князья и рыцари,— стремясь увеличить доходы с земли, привлекали крестьян-колонистов из Германии. Славянское население изгоняли с лучших земель для устройства немецких поселений. Каждый немецкий поселенец получал полную гуфу, шульц (староста) п священник — по две-три гуфы. Чтобы привлечь переселенцев из Германии, их освобождали на несколько лет от всяких повинностей, требуя в последующее время сравнительно небольшого чинша в пользу землевладельца. Колонисты пользовались личной свободой и имели свое самоуправление.

Немецкие крестьяне в заэльбских областях в XIII—XIV вв. находились в значительно лучшем положении, чем крестьяне остальной Германии.

Тяжелым было положение местного славянского населения, согнанного с лучших земель, лишенного всяких прав и поставленного под власть немецких или онемеченных местных дворян.

Немецкая колонизация распространилась также на славянские города. Славянское население вытеснялось из городов, ему запрещалось заниматься торговлей и многими видами ремесла. Для славян отводились худшие кварталы и предместья, они подвергались эксплуатации со стороны богатой немецкой верхушки.

Славян насильственно онемечивали, чему немало способствовала местная славянская знать, роднившаяся с немецкими феодалами и воспринимавшая немецкий язык и немецкую культуру. В результате насильственной германизации огромные искони славянские земли на восток от Эльбы через несколько столетий превратились в чисто германские области, где совершенно исчезли славянская речь и культура,

Политико-правовые учения в России первой пол. 20 в
Конец XIX в. был отмечен усилением интереса к философско-нравственному истолкованию смысла жизни. С. Н. Булгаков (1871—1944). Правовые взгляды Булгакова изложены в статье «О социальном идеале». Он отвергает позицию, которая отрицает роль правовых гарантий. В марксизме i он видит «попытку отрывать мораль от социальной политики, принеся ...

Культ Шан-ди
В современном Китае существует множество религий: буддизм, даосизм, ислам, католичество, протестантство. Однако наиболее распространёнными из них традиционно считаются «три религии», или, как их ещё называют, «три учения» – конфуцианство, даосизм и буддизм. На более ранних этапах можно отметить культ Шан-ди и культ Неба. «В представлен ...

Проблема внешней политики России в отношении Крымского ханства в XVIII веке.
Анализируя внешнюю политику России в отношении Крыма в XVIII веке, следует сказать, что в историографии длительное время господствовали тенденциозные подходы к изучению данной проблемы, которая глубоко и всесторонне не изучалась. Ее рассматривали либо как составную часть обшей истории России, либо сквозь призму интересов Российской импе ...