Заключение
Страница 1

Историческая летопись » Развитие стран средней Азии после распада СССР » Заключение

В данной работе рассмотрена тема культурное развитие стран средней Азии после распада СССР.

С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование.

Основной задачей института СНГ была фактическая консервация, нежели развитие связей между постсоветскими республиками. Распад СССР очень ярко отразился на жизни всех государств, ранее входящих в его состав. Распад Советского Союза радикально изменил ситуацию в Центрально-Азиатском регионе. На месте бывших советских республик образовалась группа самостоятельных государств: Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Центральная Азия была фактически "вытолкнута" из Советского Союза, хотя в 1991 году за сохранение Советского Союза на референдуме проголосовали 93,7% населения в Узбекистане, 94,1% в Казахстане, 94,6% в Киргизстане, 96,2% в Таджикистане и 79,9% в Туркменистане.

Пять новых государств в Центральной Азии - Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, - отличает несколько характеристик, позволяющих выделить их в качестве отдельного региона. Они объединены уровнем и характером социально-экономического развития, ролью в мировой экономике. Население этих государств сравнительно небольшое (Приложение ), основную массу составляют тюркские народы . Одной из важнейших особенностей стран региона является система субэтнических родственных, клановых, клиентно-патронтажных отношений, пронизывающих общество и влияющих на социально-политический процесс.

На первом этапе развития и становления государств Средней Азии произошла определенная исламизация политики. Произошли и существенные изменения в политике государства по отношению к религии, а точнее, к Исламу.

Преобладающим сектором экономики в этих странах является сельское хозяйство. В мировой экономике они занимают нишу поставщиков сырья – в первую очередь, нефти, природного газа, цветных металлов.

Беловежские соглашения декабря 1991 года поставили точку не только в существовании СССР, но и способствовали завершению исторического этапа, на протяжении которого Центральная Азия была частью единого государства - входила сначала в состав Российской империи, а затем Советского Союза.

За почти семидесятилетнюю историю существования СССР в его рамках сложилась целостная цивилизационная система, внутренние связи которой, несмотря на крушение официальных идеологических установок и возникновение новых границ, продолжают оказывать существенное влияние на различные стороны жизни новых независимых государств. Для советской Средней Азии распад СССР в первую очередь означал исчезновение единого управляющего центра, осуществлявшего полный системный контроль над всеми элементами жизнедеятельности сообществ среднеазиатских республик, включая оперативное управление экономикой, формирование внешней политики, системы безопасности, основных идеологических принципов функционирования государства и общества. Являясь частью единой централизованной системы СССР, республики Средней Азии были почти полностью несамостоятельны при принятии важнейших решений. Поэтому одним из последствий отделения стал глубокий экономический и социальный кризис, охвативший все страны Центральной Азии. Распад СССР поставил их в ситуацию поиска новой модели развития, своего места в новой, еще только складывающейся, системе международных отношений.

Данные по Среднеазиатскому региону на 2003 год

 

Население (млн.)

Плотность населения (на кв. км.)

Площадь (тыс. кв. км.)

Казахстан

14,8

6

2725

Киргизстан

5,1

26

200

Таджикистан

6,3

45

143

Туркменистан

4,9

10

488

Узбекистан

26,5

61

447

Страницы: 1 2

Особенности формирования китайского культа правителя
Традиция почитания китайцами своего правителя как священного царя берёт своё начало в древних религиозных культах Шан-ди и Неба. Идеология Конфуция, возвеличивая прошлое, поддержала и вознесла созданный ещё в иньско-чжоуское время культ правителя, императора, управляющего Поднебесной от имени великого Неба. В свою очередь, конфуцианство ...

Теория элит (Г. Моска, В. Паретто)
Во второй половине XIX в. в связи с дальнейшей централизацией и бюрократизацией политической жизни наступил период критической переоценки опыта представительного правления и либерально-демократических ценностей. Это нашло свое отражение в теории элит Вильфредо Парето (1848—1923) и в концепции политического класса Гаэтано Моски (1858— 19 ...

Духовность
Лихолетье обусловило своеобразный вектор духовного развития общества. Отречение Николая II от престола стало ударом по религиозным верованиям народа, поставило под вопрос идею божественного происхождения царской власти, вызвало кризис идеологии. Этим обстоятельством было продиктовано решение Синода о выборе Патриарха Русской Церкви. 15 ...