Социально-экономическое развитие основных стран Европы и США накануне первой
мировой войныСтраница 2
Особенно поражали экономические успехи США. По выплавке чугуна и стали, добыче каменного угля США к началу века оставили далеко позади ведущие державы Европы и продолжали увеличивать разрыв. В стране стремительно росла протяженность железных дорог,
США стали родиной массового автомобилестроения. Знаменитый предприниматель Г. Форд, усовершенствовав изобретение немецких инженеров Г. Даймлера и К. Бенца, сконструировал автомобиль и в начале века наладил серийное производство. Уже к 1915 г. с конвейеров заводов Форда сходило до 250 тыс. автомобилей в год. Их стоимость постоянно снижалась, и покупка автомобиля становилась доступной все более широким слоям населения. Развитие сети шоссейных дорог укрепляло единый внутренний рынок США, что способствовало экономической и социальной стабильности в стране. К концу XIX в. средний заработок американских рабочих составлял примерно 700 долларов в год при прожиточном минимуме 150 долларов. Интересы американских рабочих с начала 1880-х гг. защищали сильные профсоюзные объединения во главе с самым крупным из них —Американской федерацией труда (АФТ).
Во внешней политике США в целом продолжали руководствоваться изоляционистскими принципами доктрины Монро 1823 г. Напомним, что, согласно этой доктрине, США ограничивали зону своих интересов Западным полушарием, добровольно устраняясь от участия в европейских делах. Это вполне устраивало американские торгово-промышленные круги: ведь еще не были исчерпаны возможности внутреннего рынка самих США и молодых государств Латинской Америки. А внешнеполитическая экспансия в отличие от чисто торговой грозила непредсказуемыми осложнениями.
И тем не менее в США, как и в других ведущих странах «центра» (прежде всего в Германии, Англии и Франции), постоянный рост производства промышленной продукции диктовал необходимость экономической экспансии, которая в условиях того времени так или иначе шла бок о бок с политической. А процесс экспансии, в свою очередь, вел к столкновению интересов разных держав: ведь поделить новые территории и рынки сбыта «поровну» было физически невозможно. Следовательно, при любом таком дележе появлялись, условно говоря, довольные и обиженные. Первые стремились закрепить достигнутое, а вторые жаждали реванша, нового передела. В этот балансирующий на грани конфликта спор спешили включиться и некоторые страны «полупериферии» (Россия, Япония и др.), понимавшие, что главная добыча им не по зубам, но не желавшие упустить возможность получить свой «кусок».
К морю
«России нужна вода». Эти слова…стали девизом его (т.е. Петра) жизни.
К. Маркс. Секретная дипломатия XVIII в.
1695 год можно считать переломным в жизни Петра. Позади остались годы военных забав, почти полностью поглощавших его помыслы и энергию. Вспоминая эти годы, Петр писал: «Хотя в ту пору, как трудились мы под Кожуховом в марсовой ...
Промышленное освоение села Кольчугино на рубеже XIX
- XX вв.
Основная часть территории Кузнецкой каменноугольной котловины в XVIII – XIX вв. носила название Кузнецкого или Салаирского края.
Название “Кузнецкий бассейн” впервые было употреблено в середине XIX в. ученым, исследователем Алтая, Китая, Малой Азии П.А. Чихачевым. Характеризуя территорию Кузбасса он писал: “Наличие каменного угля подтв ...
Англичане в Америке
В последней четверти XVI века и начале XVII века и английские моряки совершили ряд плаваний с целью найти северо-западный проход из Атлантического в Тихий океан. В 1576 году Мартин Фробишер открыл под 61 с. ш. Высокую, покрытую снегом землю "Фрисланд" (Гренландию). Обогнув его южную оконечность и, взяв курс на запад, он проник ...
