Политико-правовые идеи РеформацииСтраница 1
Возрождение и Реформация - самые крупные и значительные события позднего западноевропейского Средневековья. Идеологи этого периода не просто черпали свои представления о государстве, праве, политике и законе из сокровищницы духовной культуры античности.
Реформация была направлена на восстановление в изначальной чистоте христианской религиозности. Данный признак был свойственен всем направлениям реформационного вероучения; он присутствовал в институциональных механизмах осуществления Реформации; им должен был обладать идеальный, с точки зрения реформаторов, тип устройства посюстороннего мира. Сердцевина желаемого ими устройства заключалась в особой модели соотношения индивида и коллектива. Для Реформации очень показательна обязательность жестокого подчинения человека общине.
Центром Реформации стала Германия, а теоретиком - немецкий священник Мартин Лютер (1483 - 1546).
Основные произведения Лютера - "О свободе христианина" (протестантское вероучение).
1. Христианин свободен в вере. Право на сомнение, право толковать священное писание, право общаться с богом без посредников.
2. Возрождает равенство христиан. Отвергает деление на служителей церкви и мирян.
3. Отвергает власть папы. "Папская власть - греховное установление". Папа не является посредником между богом и человеком. Единственный посредник - священное писание.
1. Упразднение власти папы и епископата.
2. Выборность священников.
3. Упразднение монастырей.
4. Конфискация имущества церкви.
5. Упразднение канонического права и церковных судов.
6. Реформа богослужения.
7. Отмена безбрачия священников.
1. Свобода христианина касается только вопросов веры. В светской жизни главной обязанностью его является повиновение властям. Цель государства - сдерживание зла, присущего природе человека. Суть власти - насилие. Символ - меч. Реалистическое понимание власти.
2. Отдавал предпочтение монархической форме правления. Церковь должна подчиняться светским законам. Верховенство государства.
3. Утверждал, что государство не должно вмешиваться в вопросы веры, не преследовать инакомыслящих.
Жан Кальвин, второе дыхание Реформации (1509 - 1564).
В тот момент, когда лютеранство уже теряло свои силы, Жан Кальвин придал реформации новый импульс жизненной энергии. Его карьера проповедника началась в Париже, когда он впервые приобщился к идеям Лютера. Вынужденный год спустя, бежать из Франции, он опубликовал в изгнании свой главный труд "Наставление христианской вере".
Основные идеи его учения:
1. Возродил принцип абсолютного божественного предопределения. Все люди избранники или отверженные. Избранник: уверен в себе, имеет жизненный успех. Долг целиком посвящать себя своей профессии, быть максимально бережливым и рачительным хозяином, презирать наслаждение и расточительность.
2. Довел до конца учение об организационных основах протестантской церкви, пресвитерианской церкви. Священники избираются, руководство осуществляет коллегиальный выборный орган - Синод, состоящий из выборных пресвитеров.
3. Принцип взаимопомощи церкви и государства.
Церковные общины стали возглавлять старшины (пресвитеры), избиравшиеся обычно из наиболее богатых мирян, и проповедники, не имевшие специального священнического сана, исполнявшие религиозные функции как служебные обязанности.
Однако сам Кальвин в вопросах о государстве был очень осмотрителен. Осуждая феодально-монархические круги за творимые ими насилия, произвол, беззакония и предрекая за это правителям божью кару, орудием которой могут стать их собственные подданные, он в то же время всякую власть объявлял божественной, требуя от христиан, выполняющих веления государства, думать, прежде всего, о боге.
Политико-правовые учения в США в период борьбы за независимость
Политико-правовая мысль США в рассматриваемый период представлена в двух направлениях: радикально-демократическом (Т. Джефферсон, Бенджамин Франклин) и в течение федералистов (Александр Гамильтон, Джеймс Медисон).
Радикально-демократическое направление.
Яркими представителями данного течения являются Томас Джефферсон (1743-1826) и Бен ...
Психологические теории права
Возникновение психологических концепций права было связано с процессом становления психологии как самостоятельной отрасли знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос на рубеже XIX – XX вв., когда в ней возобладали экспериментальные методы исследований и начали складываться крупные научные школы, разоше ...
Участие А. Луцкевича в политической и общественной жизни в Западной
Беларуси
Как было отмечено выше, 28 февраля 1920 года Антон Луцкевич подал в отставку и стал частным лицом. Но это еще не говорит, что он полностью отошел от политической деятельности. Тем не менее, он в большей степени стал заниматься культурно-просветительской работой, нежели политической борьбой, хотя от последней он не мог откреститься.
Гов ...