Основные этапы становления цивилизации. Эллинская цивилизация
Страница 3

Историческая летопись » Западная цивилизация » Основные этапы становления цивилизации. Эллинская цивилизация

Несомненно, алфавит, полис и демократия являются высшими достижениями эллинской цивилизации. Но эллинам была свойственна социальная стратификация и особый характер семьи, основы общества, требующих специального освещения. Все общество делилось на свободных и несвободных – рабов, которые численно преобладали. Свободные, в свою очередь, делились на эллинов и неэллинов, которые назывались по-разному – метэками, Наличие рабов оказывало двойственное влияние на эллинскую цивилизацию: с одной стороны, оно создало эллинам условия для свободного духовного развития, высвободив их от физического труда, и тем самым способствовало развитию искусств, философии, литературы, с другой стороны, избыток рабов консервировал техническую отсталость общества, препятствовал техническому прогрессу.

Но еще более пагубное воздействие оказывало рабство на моральное состояние общества. Рабство рассматривалось как нечто естественное. Мыслители такого масштаба, как Платон и Аристотель, развили целую теорию, согласно которой существует категория людей, предназначенная по своей природе быть рабами; периэками и др. Гражданство распространялось только на эллинов. Их свобода ограничивалась интересами полиса. Граждане обязаны были участвовать в постоянных сборах, непрерывных общественных делах, в народных собраниях, выборных органах управления и т.п. Граждане были чрезмерно политизированы и ассоциированы; в сущности, они не имели права на частную жизнь, частные интересы. Личная жизнь находилась под тотальным контролем полиса; за супружескую неверность, за плохое воспитание детей грозили атимия, бесчестье и лишение гражданских прав. Характеристика семьи также способна пролить свет на некоторые теневые стороны эллинской цивилизации. Семья у эллинов была патриархальной. Ее главой был отец, муж – Δεσποτης. Он обладал полной властью над женой, детьми, слугами и рабами; он мог расплатиться ими за долги, мог принести в жертву; в его власти была жизнь и смерть домочадцев. Отец мог продать в рабство непослушных дочерей.

Мать семейства, жена считалась вещью в доме мужа, и она называлась соответственно – «ойкурема». Мать не имела собственности, имущества. Единственной ее вещью была прялка, поэтому она являлась лишь «госпожой прялки». Когда мать умирала, то рядом с ней клали ее прялку. Женщина жила на женской половине дома – в гинекее, она не смела без разрешения мужа выходить из гинекея; без сопровождения мужа женщина не могла появляться на улице; при редких выходах она обязана была закрывать лицо накидкой. Жена имела значение лишь как орудие воспроизводства потомства. Неудивительно, что греческая литература крайне скупа на выражения любви к жене. Отсутствие духовной связи между мужем и женой, равноправных отношений между мужчиной и женщиной привело к чудовищным извращениям – гомосексуализму и лесбиянству, которые на все последующие века получили название эллинской (или греческой) любви.

Эллинской цивилизации была свойственна особая экономическая система. Само слово «экономика» греческого происхождения – оно обозначало «домашнее хозяйство». Основой экономики эллинов была верховная собственность полиса на землю. Полис распределял земли среди своих граждан, контролировал использование земли, мог изымать земельные владения за бесхозяйственность и расточительность; земельные владения не подлежали отчуждению и дроблению при передаче по наследству. В то же время у эллинов развивалась частная собственность на постройки, движимое имущество, скот, рабов, Эллада принадлежала к числу тех немногих стран, прогресс которых строился не на земледельческой экономике, но на торговом обмене. Еще в XVI в. до н.э., до завоевания дорийцев, в Элладе получил хождение унаследованный от критян денежный эквивалент – талант. В VIII в. до н.э., одновременно с алфавитом, в Элладе появилась первая монета – драхма, с выбитыми на ней знаками полиса и гарантированным весом. Сами по себе деньги были изобретены в Лидии, малоазийском царстве, но именно в Элладе они получили особое развитие. Появилось ростовщичество – ссуда денег под процент. Возникло искусство накопления денег, основанное на способности денег давать прирост, или новые деньги; позднее это искусство будет названо Аристотелем «хрематистикой».

Воспроизводство политического, социального, экономического опыта, его передачу из поколения в поколение обеспечивала система образования. Эллинская школа оформилась в классический период. Само слово «школа» производно от древнегреческого σχωλη – досуг. Различались школы начальной, средней и высшей ступени . В Элладе возникла философия как самая абстрактная наука о природе, обществе и человеке. Ее истоки восходят к VI в. до н.э., к деятельности софистов, мудрецов – тому же Фалесу Милетскому, Гераклиту Эффескому (530–470 гг. до н.э.), Пифагору (582– 500 гг. до н.э.), Анаксимандру (611– 547 гг. до н.э.).

Страницы: 1 2 3 4

Обострение политических противоречий в конце XVI – начале XVII в.
Международная обстановка в Европе конца XVI в. была крайне напряженной. Габсбургский лагерь и католическая церковь взяли жесткий курс на рекатолизацию и контрреформацию. Испанские Габсбурги не без успеха стремились влиять на венский двор, способствуя усилению напряженности в Чехии. Чешские католики, чувствуя мощную поддержку, не шли ни ...

Нормативистская теория Г. Кельзена
Политико-правовое учение нормативизма своими корнями восходит к формально-догматической юриспруденции XIX в. Оно сложилось на основе принципов, выработанных в юридическом позитивизме, и представляет собой реакцию на распространение в современном западном правоведении социологических, психологических и новейших этико-философских концепци ...

Великая отечественная война на территории Харьковской области
Весь под ногами шар земной. Живу. Дышу. Пою. Но в памяти всегда со мной погибшие в бою. пусть всех имен не назову, нет кровнее родни не потому ли я живу, что умерли они? чем им обязан — знаю я. и пусть не только стих, достойна будет жизнь моя солдатской сметри их . Степан Щипачев Здесь раньше вставала земля на дыбы, А ныне ...