Мифы о рождении Олимпийских игр
Страница 2

Историческая летопись » Олимпийские игры как проявление самопознания древних греков » Мифы о рождении Олимпийских игр

По мнению Дж. Томсона, в мифе о состязании Пелопса и Эномая отразился известный в Элладе тех времен древний обычай единоборства искателя престола с царем, что являлось, по сути, одной из форм ритуального убийства. В своем труде «Эсхил и Афины» Дж. Томсон пишет: « .миф о Пелопсе может быть интерпретирован как символическое отражение специфической формы первобытных инициации, принятых в доисторической Олимпии. Они состояли из двух частей — инициации возмужалости и инициации в царский сан. Последние заключались в состязаниях-испытаниях (первоначально — в состязаниях в простом беге, а потом — в беге колесниц); победитель провозглашался божественным царем или царем-жрецом года .»

Что же касается непосредственного ритуального состязания женихов за невесту (и одновременно за царскую власть), то этот агон свидетельствует о существовании в Древней Элиде матрилинейной традиции наследования престола.

Анализ мифологических источников позволяет нам различить в многовековой истории Олимпийских игр четыре периода:

- героический период (в играх участвуют преимущественно боги и герои);

- легендарный период, начинающийся с 50-го года после Девкалионова потопа, когда Климен, сын критянина Кардиса, возобновил якобы Олимпийские игры, посвятив их Идейскому Гераклу;

- полулегендарный период — в IX веке до н. э. после нового перерыва игры возрождены Ликургом и Ифитом;

- исторический период игр, исчисляющийся с 776 года дон. э., когда элидский повар Коройб победил в простом беге.

Построение эпиникия диктовалось вполне определенными правилами и традициями. Неотъемлемыми составными частями победной оды были «местные и личные элементы, касающиеся победителя, прославление его рода, предков, общины, указание на место и характер состязания, где была одержана победа. Столь же постоянной частью являются мифы и наставительные размышления».

В каждом эпиникии Пиндар в первую очередь воздает хвалу непосредственно победителю, своему адресату. Делается это в духе единой традиции, но каждый раз своеобразно. Литературные приемы повторяются редко.

В III Олимпийской оде, посвященной победе Ферона Акрагантского в состязании колесниц, поэт путем пышных сравнений так возвеличивает атлета:

Если среди стихий первая вода,

Среди ценностей же самое почитаемое золото,

То сегодня Ферон,

Благодаря своей доблести, достигшей апогея,

Касается Геракловых столбов.

(С. 42-44)

Победитель добывает славу не только себе, но и своему городу, и своему отцу, и всему своему роду. Это весьма значительный социальный и этический момент, который древние нередко ставили во главу угла.

Псавмид Камаринский не раз побеждал в конных состязаниях (ему посвящены IV и V Олимпийские оды). В пятой оде, обращаясь к отечеству победителя — Камарину, Пиндар восклицает:

Конями, мулами и скачкой На одном коне

Большую славу тебе доставил

Победами и провозгласил отца своего Акрона

И новопостроенное жилище.

Тот же прием возвеличения города через личность победителя находим и во многих других эпиникиях: XII Олимпийский — посвященный Эрготелу Гимерскому, XIV Олимпийский — посвященный Асопиху Орхоменскому, II Пифийский — посвященный Гиерону Сиракузскому, IX Пифийский — посвященный Телесикрату Киренейскому, и другие.

Страницы: 1 2 

Равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга
Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправляется с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, ...

Начала металлической культуры; медь и бронза.
Неолитическая культура в восточной Европе так же, как и в западной, исподволь перешла в металлическую. На это указывает нахождение в обстановке неолитической культуры изделий из чистой меди и бронзы. Так, в некоторых глиняных мазанках в окрестностях Триполья найдены при урнах медные топорики; в курганах Воронежской и Подольской губерний ...

Развитие московского княжества.
Иоанн Данилович Калита - великий князь Владимирский (1328 - 1341), князь Московский, так называемый первый собиратель русской земли. В борьбе с другими князьями Иоанн не пренебрегал никакими средствами и, раболепствуя перед ханом, при помощи татар счастливо одерживал верх над своими соперниками. Еще при жизни Георгия Даниловича Иоанн уп ...