Мифы о рождении Олимпийских игрСтраница 2
По мнению Дж. Томсона, в мифе о состязании Пелопса и Эномая отразился известный в Элладе тех времен древний обычай единоборства искателя престола с царем, что являлось, по сути, одной из форм ритуального убийства. В своем труде «Эсхил и Афины» Дж. Томсон пишет: « .миф о Пелопсе может быть интерпретирован как символическое отражение специфической формы первобытных инициации, принятых в доисторической Олимпии. Они состояли из двух частей — инициации возмужалости и инициации в царский сан. Последние заключались в состязаниях-испытаниях (первоначально — в состязаниях в простом беге, а потом — в беге колесниц); победитель провозглашался божественным царем или царем-жрецом года .»
Что же касается непосредственного ритуального состязания женихов за невесту (и одновременно за царскую власть), то этот агон свидетельствует о существовании в Древней Элиде матрилинейной традиции наследования престола.
Анализ мифологических источников позволяет нам различить в многовековой истории Олимпийских игр четыре периода:
- героический период (в играх участвуют преимущественно боги и герои);
- легендарный период, начинающийся с 50-го года после Девкалионова потопа, когда Климен, сын критянина Кардиса, возобновил якобы Олимпийские игры, посвятив их Идейскому Гераклу;
- полулегендарный период — в IX веке до н. э. после нового перерыва игры возрождены Ликургом и Ифитом;
- исторический период игр, исчисляющийся с 776 года дон. э., когда элидский повар Коройб победил в простом беге.
Построение эпиникия диктовалось вполне определенными правилами и традициями. Неотъемлемыми составными частями победной оды были «местные и личные элементы, касающиеся победителя, прославление его рода, предков, общины, указание на место и характер состязания, где была одержана победа. Столь же постоянной частью являются мифы и наставительные размышления».
В каждом эпиникии Пиндар в первую очередь воздает хвалу непосредственно победителю, своему адресату. Делается это в духе единой традиции, но каждый раз своеобразно. Литературные приемы повторяются редко.
В III Олимпийской оде, посвященной победе Ферона Акрагантского в состязании колесниц, поэт путем пышных сравнений так возвеличивает атлета:
Если среди стихий первая вода,
Среди ценностей же самое почитаемое золото,
То сегодня Ферон,
Благодаря своей доблести, достигшей апогея,
Касается Геракловых столбов.
(С. 42-44)
Победитель добывает славу не только себе, но и своему городу, и своему отцу, и всему своему роду. Это весьма значительный социальный и этический момент, который древние нередко ставили во главу угла.
Псавмид Камаринский не раз побеждал в конных состязаниях (ему посвящены IV и V Олимпийские оды). В пятой оде, обращаясь к отечеству победителя — Камарину, Пиндар восклицает:
Конями, мулами и скачкой На одном коне
Большую славу тебе доставил
Победами и провозгласил отца своего Акрона
И новопостроенное жилище.
Тот же прием возвеличения города через личность победителя находим и во многих других эпиникиях: XII Олимпийский — посвященный Эрготелу Гимерскому, XIV Олимпийский — посвященный Асопиху Орхоменскому, II Пифийский — посвященный Гиерону Сиракузскому, IX Пифийский — посвященный Телесикрату Киренейскому, и другие.
Успех русской колонизации
"В конце 17 - начале 18 веков южная часть Тагильского края была густо заселена русскими крестьянами - переселенцами, практически почти полностью вытеснившими аборигенов края - манси."15.
Наряду с земледелием здесь интенсивно развивались промыслы и торговля, центром которой стала расположенная поблизости Ирбитская слобода. Име ...
Социально-экономическая обстановка в России в годы
Первой Мировой войны
Специфика экономического и социального развития России начала XX в. привела к тому, что страна представляла из себя сложный конгломерат почти автономных социально-экономических анклавов, имеющих собственные, часто непримиримые интересы[23]. В этих условиях особое значение приобретала гибкость и дальновидность власти, умение не столько п ...
Начало разложения родоплеменного строя (переходный период от бронзы к
железу).
Последний период эпохи бронзы в истории культуры закавказских стран, в частности Азербайджана, известен как переходный от бронзы к железу. Он приурочивается к началу I тысячелетия до н.э.
Появление железа внесло существенные изменения в жизнь человеческого общества. Из нового, очень твердого металла изготовлялись более прочные орудия и ...