Земледельческое освоение территории Кузнецкого уезда Томской губернии (середина XVII – середина XIX вв.)
Страница 1

Историческая летопись » История села Кольчугино » Земледельческое освоение территории Кузнецкого уезда Томской губернии (середина XVII – середина XIX вв.)

Проблема социальных и территориальных источников формирования русского населения Сибири в XVII – XVIII вв. изучена еще недостаточно.

До включения территории Западной Сибири в состав русского государства территория Кузбасса не входила в какое-либо государственное образование с четко установленными границами.

Исследователи[53] отмечают, что освоение бассейна р. Ини осуществлялось крестьянами с Притомья. В результате представляется целесообразным рассмотреть колонизационные процессы в крае на более широком территориальном уровне.

Русские поселения на территории Кузбасса появились в начале XVII в., когда колонизация Сибири, проводимая русским государством, дошла до юго-восточных районов Западной Сибири.

В 1618 г. на левом берегу р. Томи, вблиз устья речки кондомы, русские “служилые люди” - стрельцы и казаки – заложили Кузнецкий острог, явившийся основанием города Кузнецка.

Для обеспечения "государевой пашни" Москва направляет в Кузбасс, как и в другие регионы Сибири, сотни ссыльных людей. Видимо, эта форма привлечения крестьян рассматривалась первоначально как чрезвычайная мера, возможная лишь в условиях острой нехватки рабочих рук, но сохранилась она для Кузбасса в тече­ние всего XVII в. Крестьяне оказывали сопротивление политике принудительного переселения. Об этом свидетельствуют царские грамоты 1631 г. и 1632 г., давшие дополнительные полномочия местным воеводам в подавлении сопротивления и взимания натурального оброка. По данным исследователя аграрной истории России В.И. Шункова, принудительное переселение оказалось неэффективным[54].

Основой местного земледелия стали крестьяне, самостоятельно прибывшие в Кузбасс из разных местностей России. Их влекла сюда надежда найти иные, более легкие условия жизни. Слух о свободной хлебородной земле привлекал выходцев из Тобольского уезда, а также из Вологды, Кунгура и других. Однако место­положение Томско-Кузнецкого района первоначально ослабляло действие вольной ко­лонизации, так как этот район лежал в стороне от основного пути, по которому в XVII в, устрем­лялся поток переселенцев (от Тобольска по Иртышу на Обь и вверх по Оби до устья Кеты к Енисею). Нужно было свернуть с этой основной дорожной магистрали, подняться по Оби до впадения в нее Томи и затем идти вверх по Томи вплоть до Кузнецка. Положение изменилось в XVIII в. Вновь проложенный сибирский сухо­путный тракт прошел по северу Кузбасса к Томску и вызвал значительный при­ток населения в этот регион. Среди самостоятельно прибывших в Кузбасс рус­ских крестьян преобладали беглые из северных уездов Европейской России и Приуралья. Кузнецкий край, предгорья Алтая и южно-сибирские степи слыли в народе вольной стороной — Беловодьем, сюда и устремлялись прежде всего беглые.

Самовольные переселенцы, прибыв в Сибирь, обычно не имели средств на самостоятельное обзаведение хозяйством и брали денежную ссуду, рабочий скот, се­мена у властей или монастырей. За это они должны были нести феодальные повин­ности или на кабальных условиях работать у зажиточных служилых людей. Часть переселенцев несла повинности непосредственно в пользу государства, обраба­тывая государеву десятинную пашню, или внося в казну отсыпной хлеб, или уплачивая денежный оброк. В конце 50-х гг. XVII в. томские воеводы перевели часть па­шенных крестьян из-под Томска на земли по р. Сосновке на северо-западе современной Кемеровской области. Крестьяне должны были пахать государеву пашню под присмотром назна­ченного сюда приказчика. Для охраны крестьян, государевой и крестьянской пашни и был поставлен Сосновский ост­рог, в котором несли службу казаки, присылавшиеся из Томска посменно партия­ми по 50 человек.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Памятники эпохи бронзы. Ходжалы-Кедабекская культура.
Археологическими исследованиями и раскопками установлено, что в эпоху бронзы Азербайджан был одной из густо населенных стран древнего мира. Он отличался своей высокой для того времени культурой. В Азербайджане тогда процветали две родственные археологическими культуры – Ходжалы-Кедабекская и Нахичеванская[39]. Ходжалы-Кедабекская культу ...

Историография Крымского ханства в XVIII веке.
Крупным исследователем в области возникновения Крымского ханства и генеалогии ханов в XVIII веке был турецкий историк Ахмед ибн Лутфаллах родом из Солоник, написавший фундаментальный труд на арабском языке «Джами ад-дувал» («Собрание династий»), который был переведен на турецкий язык в 1720-1730-х годах., и назван «Саха'иф ал-ахбар» («Л ...

Правовое положение общины в Вавилоне в 1 пол. 2 тыс. до н.э.
Законы Хаммурапи не дают прямого подтверждения существования общины в Вавилоне. Но в ряде положений указанного источника позволяют делать выводы о ее существовании и ее руководящей роли для основного населения Вавилонии. По ст. 23 Если грабитель не был схвачен, то ограбленный человек может показать перед богом все свое пропавшее, а пос ...