ТорговляСтраница 2
Остальные пункты регулируют отношения между тамкаром и шамаллумом. Помимо денег тамкар мог дать шамаллуму любое движимое имущество для продажи ( п. 104 ). В этом случае шамаллум должен был отдать тамкару всю выручку и получить у него документ с печатью.
"Если тамкар даст шамаллуму хлеб, шерсть, масло или любое другое имущество для продажи, то шамаллум должен подсчитать серебро и вернуть тамкару. Шамаллум должен получить документ с печатью о серебре, которое он дал ".
Поскольку здесь ничего не говорится о вознаграждении для шамаллума, то возможно два предположения: 1 ) Их взаимоотношения на этот случай уже предусмотрены. 2 ) либо это какое-то дополнительное поручение шамаллуму за которое вознаграждения не полагалось. Также может быть и то, что речь шла не о путешествии а о продаже на месте. Подобного рода торговые операции могли также еще и подлежать учету в каруме, ибо без этого предположения неясен смысл п. 105, в которой говорится, что, если шамаллум по небрежности не взял у тамкара соответствующего документа, то " серебро без документа с печатью, не причисляется к счету ". Совершенно ясно, что речь идет не о приходно-расходных книгах са-мих агентов, они были вольны вести их или нет, а о каком-то счете куда серебро вносилось именно при предьявлении документа, а не денег. Такой счет мог быть только в каруме, где велся общий для всех купцов баланс.
Карум в сложных условиях тогдашней внутренней и внешней торговли мог нормально работать лишь при строгом учете и честности всех партнеров. Нарушение доверия здесь рассматривалось как очень тяжкий проступок и каралось соответственно, что и нашло свое отражение в параграфах 106 и 107 предусматривающих случаи спора между шамаллумом и тамкаром. Так если шамаллум взял у тамкара серебро и затем отпирается в получение этого серебра, то тамкар должен был изобличить его перед богом и свиде-телями " ( судебные заседания карума происходили в храме Шамаша ), и шамаллум был обязан вернуть взятое серебро в троекратном размере ( п.106 ). Если же тамкар совершал аналогичный поступок против своего шамаллума то он подвергался еще более тяжкому наказанию: он обязан был вернуть серебро шамаллуму в шестикратном размере. ( что говорится в п. 107 )
Как видно, Законы даже предоставляют защиту слабому против сильного. Другой вопрос насколько удавалось слабому в реальной жизни отстоять свои права.
Польша во второй половине XVII-XVIII вв.: экономическое развитие
Вторая половина XVII - XVIII вв. - время, когда польская экономика прошла полосу глубочайшего кризиса (1650-e - 1720-e гг.), стагнации (приблизительно вторая четверть XVIII века и подъема во второй половине XVIII в. Чем был вызван кризис? В чем он выразился? Почему и как польская экономика сумела его преодолеть? Каковы были главные тенд ...
Культура палеолитической эпохи.
Предметы, найденные в этих стоянках, т. е. грубо обтесанные каменные орудия — скребки, ножи, наконечники, молоты, и костяные поделки (орнаментированные бивни мамонта), имеют большое сходство с такими же вещами первобытного человека, найденными в той же обстановке и в западной Европе. Значит, эта эпоха первобытной культуры была когда-то ...
Элементы государственности в удельном порядке.
Соединяя в одно целое черты, характеризующие отношения князей друг к другу, к территории и населению, некоторые исследователи, особенно Чичерин в «Опытах по истории русского права», приходят к отрицанию государственных начал в удельном порядке. По мнению Чичерина, в удельной жизни господствовало только частное право, а не государственн ...
