Новгородская боярская республика

Историческая летопись » Господин Великий Новгород » Новгородская боярская республика

После событий 1136 г. к власти в Новгороде окончательно пришла городская аристократия — крупное боярство, богатое купечество, архиепископ. В Новгород в качестве наемного военачальника был приглашен Святослав Ольгович из Чернигова, отец Игоря Северского. Так после событий 1136 г. Новгород вышел на дорогу полной независимости от других русских княжеств, стал своеобразной аристократической республикой, где несколько крупных боярских и купеческих фамилий, посадник, архиепископ определяли всю политику Новгородской земли.

Новгородская земля находилась далеко от кочевников и не испытала ужаса их набегов. Богатство Новгородской земли заключалось в наличии громадного земельного фонда, попавшего в руки местного боярства, выросшего из местной родоплеменной знати. Своего хлеба в Новгороде не хватало, но промысловые занятия — охота, рыболовство, солеварение, производство железа, бортничество — получили значительное развитие и давали боярству немалые доходы. Возвышению Новгорода способствовало исключительно выгодное географическое положение: город находился на перекрестке торговых путей, связывавших Западную Европу с Русью, а через нее — с Востоком и Византией. У причалов реки Волхов в Новгороде стояли десятки кораблей.

Как правило, Новгородом владел тот из князей, кто держал киевский престол. Это позволяло старшему среди Рюриковичей князю контролировать великий путь «из варяг в греки» и доминировать на Руси. Используя недовольство новгородцев (восстание 1136 г.), боярство, обладавшее значительной экономической мощью, сумело окончательно победить князя в борьбе за власть. Новгород стал боярской республикой. Высшим органом республики было вече, на котором избиралось новгородское управление, рассматривались важнейшие вопросы внутренней и внешней политики и т. д. Наряду с общегородским вечем существовали «кончанские» (город делился на пять районов — концов, а вся Новгородская земля — на пять областей— пятин) и «уличанские» (объединявшие жителей улиц) вечевые сходы. Фактическими хозяевами на вече были 300 «золотых поясов» — крупнейшие бояре Новгорода.[2,40]

Главным должностным лицом в новгородском управлении был посадник (от слова «посадить»; обычно великий Киевский князь «сажал» своего старшего сына наместником Новгорода).

Посадник был главой правительства. Фактически в посадники избирались бояре из четырех крупнейших новгородских родов на не определенное время. Будучи посредником между князем и народом, он вместе с князем имел право судить и управлять, руководил совещаниями веча, от имени Новгорода вел переговоры с другими княжествами и зарубежными государствами и заменял князя в его отсутствие.

Вече выбирало главу новгородской церкви — епископа, архиепископа. Он принимал участие во всех важных гражданских делах, имел свой суд, собственный штат. Владыка распоряжался казной, контролировал внешние сношения Великого Новгорода, торговые меры, имел даже свой полк.

Тысяцкий избирался из небоярского населения Новгорода, ведавший городским ополчением, судом по торговым делам, а также сбором налогов.[1,44]

Вече приглашало князя, который управлял армией во время военных походов; его дружина поддерживала порядок в городе. Он как бы символизировал единство Новгорода с остальной Русью. Князя предупреждали: «Без посадника тебе, князь, суда не судить, волостей не держать, грамот не давать». Даже резиденция князя находилась вне кремля, на Ярославовом дворище — Торговой стороне, а позднее — в нескольких километрах от кремля на Городище.[2,41]

Богатое купечество активно торговало (расположение ближе к Западу, проходили выгодные торговые пути). Новгородские бояре (благодаря своему богатству и системе управления) очень долгое время сохраняли свою независимость от татар и от Владимиро-Суздальских князей. Город Новгород считался открытым городом. Все средневековые города, как правило, обносились укреплениями, а Новгород – нет. Уникальная система управления, которую не знал ни один средневековый город. Это делало Новгород не преступным (только Иван 3 в 15 веке подчинил его). Город Новгород представлял собой большую огромную вооруженную общину под командованием тысяцкого. Эта тысяча делилась на сотки (военные части города). В каждой сотки было свое самоуправление и выборные должности. Сотки в административном плане складывались в концы во главе со старостами. Сотки делились на улицы тоже со своим управлением. И все это представляло выборную общину.

Новгородская боярская республика практически в неизменном виде просуществовала почти три с половиной столетия вплоть до присоединения Новгорода к Москве.

Природа и жизнь в древнем Азербайджане
Эта «седая древность» при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколений необычайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высокого развития, потому что она имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства, а своим содержанием – преодоление таких трудностей, которые никог ...

Польша в XVII - XVIII вв.: культура
Большая часть XVII и XVIII вв. в истории Польши приходится на период, когда господствовала культура барокко и Контрреформации. С 30 - 40-х годов XVIII века можно отсчитывать эпоху Просвещения в истории польской культуры. И в то, и в другое время польская культура была включена в общеевропейские культурные процессы, представляя их регион ...

 Легизм.
Основатель легизма - Шан Ян (390 - 338 г. г. до н. э.). Его взгляды изложены в трактате ("Книга правителя области Шан"). Шан Ян был министром земледелия в период территориальной раздробленности, является инициатором реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Ещё один теоретик легизма - Хан Фэй (III в. до н. э ...