Социальные отношения
Страница 1

Историческая летопись » Законы Хаммурапи как исторический источник » Социальные отношения

В этой главе будет дан обзор взаимоотношений членов вавилонской общины, отношения между супругами, а также судопроизводство в древнем Вавилоне.

Субъектом права в рассматриваемый период является, как правило, свободный мужчина, не находящийся под патриархальной властью. Он мог быть либо свободным общинником ( главой патриархальной семьи - АВИЛУМ, " человек " ), либо царским служащим ( МУШКЕНУМ " падающий ниц ", т. е. " бивший челом ", имеется ввиду - царю с просьбой о принятии на службу. Авилум - собственник определенной части общинной земли, мушкенум - держатель участка царской земли под условием выполнения определенной службы.

Свободные люди были привилегированнее и нанесенное им членовредительство каралось по принципу талиона, т. е. зеркального отражения ( око за око, зуб за зуб ). П. 200 " Если человек выбьет зуб человека, равного себе, то должно выбить его зуб ".

Положение же царских людей на практике могло быть весьма различным: их высшие слои получали от царя большие наделы и были одновременно общинниками, а низшие имели крохотные служебные наделы или даже только натуральные пайки и мало чем отличались от рабов. Т. е. между свободой и раб-ством внутри мушкенумов существовали многочисленные промежуточные ступени. Жизнь, честь и личную неприкосновенность Законы Хаммурапи оценивают " дешевле ", чем авилума ( п. 201 ).

"Если он ( т.е. авилум ) выбьет зуб у мушкенума, то он должен отвесить 1/3 мины серебра ".

Но зато имущество мушкенумов охраняется более строго, подобно имуществу храма или дворца, и это не удивительно: ведь оно фактически есть составляющая часть имущества самого царя ( п. 8 ).

"Если человек украдет либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо ладью, то, если это божье или это дворцовое, он может отдать это в 30-кратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, - он может возместить в 10-кратном размере; если же вору нечем отдать, то его должно убить ".

Рабы мушкенумов пользуются, подобно дворцовым рабам, известными привилегиями ( например, раб мушкенума или дворца мог вступать в брак со свободной женщиной - п. 176 ). Следует заметить, что царские служащие высших ( а иногда и средних ) категорий никакой социальной принадлежности не испытывали, ибо наряду с большими служебными наделами владели ( или, во всяком, в принципе случае могли владеть ) также участками общинной земли, да и пожалованной от царя землей могли распоряжаться достаточно свободно. По этим причинам они относились к авилумам. Следовательно мушкенумами в точном смысле этого слова были только царские служащие низших категорий. Они вербовались из людей, по тем или иным причинам утративших связь с общиной ( разорившиеся, изгои, беглецы ), а также осевших на землю членов пастушеских племен, пришельцев и т. п. Вероятно, часть из них была потомками грушей шумерской эпохи. Естественно, что на таких людей свободные общинники смотрели свысока, а доля мушкенумов считалась весьма незавидной. Позже в Новоассирийский период, этот термин означает просто "бедняк". С таким значением оно попало позже и в арабский ( мискин ) язык.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Эпоха мезолит
В эпоху мезолита (12 млн.—8 тыс. лет до н.э.) началось отступление ледника на север, наступила, как говорят геологи, современная эпоха. Животные, не приспособленные к холодному климату, вымерли, как это случилось с мамонтом или шерстяным носорогом. Определенную роль в исчезновении этих животных сыграли и люди, успешно на них охотившиеся ...

Духовность
Лихолетье обусловило своеобразный вектор духовного развития общества. Отречение Николая II от престола стало ударом по религиозным верованиям народа, поставило под вопрос идею божественного происхождения царской власти, вызвало кризис идеологии. Этим обстоятельством было продиктовано решение Синода о выборе Патриарха Русской Церкви. 15 ...

Социально-экономическое развитие основных стран Европы и США накануне первой мировой войны
К концу XIX в. преимущества индустриальной цивилизации, утвердившейся в ряде стран Европы и в США, становились все более очевидными. Этот тип цивилизации гарантировал обществу не только относительно стабильный уровень жизни, но и широкий комплекс прав, в том числе право владеть и распоряжаться частной собственностью. Это право укрепляло ...