Социальные отношения
Страница 1

Историческая летопись » Законы Хаммурапи как исторический источник » Социальные отношения

В этой главе будет дан обзор взаимоотношений членов вавилонской общины, отношения между супругами, а также судопроизводство в древнем Вавилоне.

Субъектом права в рассматриваемый период является, как правило, свободный мужчина, не находящийся под патриархальной властью. Он мог быть либо свободным общинником ( главой патриархальной семьи - АВИЛУМ, " человек " ), либо царским служащим ( МУШКЕНУМ " падающий ниц ", т. е. " бивший челом ", имеется ввиду - царю с просьбой о принятии на службу. Авилум - собственник определенной части общинной земли, мушкенум - держатель участка царской земли под условием выполнения определенной службы.

Свободные люди были привилегированнее и нанесенное им членовредительство каралось по принципу талиона, т. е. зеркального отражения ( око за око, зуб за зуб ). П. 200 " Если человек выбьет зуб человека, равного себе, то должно выбить его зуб ".

Положение же царских людей на практике могло быть весьма различным: их высшие слои получали от царя большие наделы и были одновременно общинниками, а низшие имели крохотные служебные наделы или даже только натуральные пайки и мало чем отличались от рабов. Т. е. между свободой и раб-ством внутри мушкенумов существовали многочисленные промежуточные ступени. Жизнь, честь и личную неприкосновенность Законы Хаммурапи оценивают " дешевле ", чем авилума ( п. 201 ).

"Если он ( т.е. авилум ) выбьет зуб у мушкенума, то он должен отвесить 1/3 мины серебра ".

Но зато имущество мушкенумов охраняется более строго, подобно имуществу храма или дворца, и это не удивительно: ведь оно фактически есть составляющая часть имущества самого царя ( п. 8 ).

"Если человек украдет либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо ладью, то, если это божье или это дворцовое, он может отдать это в 30-кратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, - он может возместить в 10-кратном размере; если же вору нечем отдать, то его должно убить ".

Рабы мушкенумов пользуются, подобно дворцовым рабам, известными привилегиями ( например, раб мушкенума или дворца мог вступать в брак со свободной женщиной - п. 176 ). Следует заметить, что царские служащие высших ( а иногда и средних ) категорий никакой социальной принадлежности не испытывали, ибо наряду с большими служебными наделами владели ( или, во всяком, в принципе случае могли владеть ) также участками общинной земли, да и пожалованной от царя землей могли распоряжаться достаточно свободно. По этим причинам они относились к авилумам. Следовательно мушкенумами в точном смысле этого слова были только царские служащие низших категорий. Они вербовались из людей, по тем или иным причинам утративших связь с общиной ( разорившиеся, изгои, беглецы ), а также осевших на землю членов пастушеских племен, пришельцев и т. п. Вероятно, часть из них была потомками грушей шумерской эпохи. Естественно, что на таких людей свободные общинники смотрели свысока, а доля мушкенумов считалась весьма незавидной. Позже в Новоассирийский период, этот термин означает просто "бедняк". С таким значением оно попало позже и в арабский ( мискин ) язык.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Политические причины
· Внешняя политика России после 1905 года. Русско-японская война и революция 1905-1907 гг. осложнили ситуацию в стране. Армия была деморализована и небоеспособна, финансы находились в расстройстве. Внутриполитические проблемы осложняли царскую дипломатию к проведению такого внешнеполитического курса, который позволил бы стране избегать ...

Введение.
XVII столетие в истории нашей страны - одна из переломных эпох отечественной истории. Это время, когда заканчивается эпоха средневековья, начинается эпоха нового периода, позднего феодализма. Несмотря на пристальный интерес к XVII веку, его серьезное исследование в исторической науке началось довольно поздно. Правда, уже историки XVIII ...

Вторая мировая война
В 1936 году нацисты вмешались в гражданскую войну в Испании - Франко был их ставленником. Запад восторгался порядком в Германии, послав своих спортсменов и болельщиков на Олимпиаду. И это после "ночи длинных ножей" - убийств Рема и его штурмовиков, после Лейпцигского процесса над Димитровым и после принятия пресловутых Нюрнбе ...