Духовность

Историческая летопись » Смена политических режимов в 1917 году » Духовность

Лихолетье обусловило своеобразный вектор духовного развития общества. Отречение Николая II от престола стало ударом по религиозным верованиям народа, поставило под вопрос идею божественного происхождения царской власти, вызвало кризис идеологии. Этим обстоятельством было продиктовано решение Синода о выборе Патриарха Русской Церкви. 15 августа 1917 г. состоялось торжественное открытие в Москве Поместного Собора. На нем было представлено 576 делегатов от различных духовных и светских организаций. Патриарха должны были выбирать из трех кандидатур. 5 ноября 1917 г. в храме Христа Спасителя Патриархом выбран Митрополит Тихон. В своих первых выступлениях перед верующими Патриарх обращает внимание на то, что бездумное, поспешное построение нового государства неминуемо принесет вред народу.

В области культуры, с одной стороны, характерно продолжение традиций прошлого и появление нового. Научные открытия начала XX века подрывали традиционные представления о мире. В философии новые идеи нашли отражение в материалистическом учении, их оппонентами стали сторонники идеализма. Первое направление наиболее ярко представлено в работах В.И. Ленина, А.А. Богданова, второе — в работах Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова.

Развитие литературы связано с творчеством И. Бунина, А. Блока, В. Брюсова, Н. Гумилева, С. Есенина, М. Горького, В. Короленко и др. Их отношение к событиям и новой власти не было однозначным. Если А. Блок и В. Маяковский приняли революцию, то Н. Гумилев не обмолвился о ней и советской власти ни словом. Д. Мережковский воспринял октябрьские события 1917 г. как похороны культуры России.

В искусстве, как и в литературе, были различные направления, отражающие характер эпохи. Каждое из направлений имело своих поклонников и противников. Авангардизм — К. Петров-Водкин, импрессионизм — К. Коровин, абстракционизм — В. Кандинский, К. Малевич.

Становление и развитие советского театра связано с творчеством К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

Однако массовая культура оставалась крайне низкой. В деревне преобладала общинная психология, основанная на коллективной ответственности. В сознании рабочих и крестьян коммунистический идеал понимался как уравнительный коммунизм.