Падение крепостного права в России.  
Страница 3

Историческая летопись » Отмена крепостного права » Падение крепостного права в России.  

…Эта точка зрения… перестала быть верной к XX веку… Шляхетская Польша исчезла и уступила своё место капиталистической Польше. При таких условиях Польша не могла не потерять своего исключительного революционного значения”

На национальные окраины “Положения” 19 февраля 1861 г. распространялись постепенно, с некоторыми изменениями.

В 1864 – 1866 гг. было ликвидировано крепостное право в различных районах Грузии. Однако под давлением местного дворянства правительство пошло на большие уступки: помещики за личное освобождение крепостных получали по 25 – 50 руб. с души; отрезки были более значительными; определялись тяжёлые условия выкупа, который продолжался до 1913 г., часть землевладельцев вообще не получила наделов.

В “Положении” 1870 г. о крестьянах Армении и Азербайджана средний надел был определён в 5 десятин, за пользование которым крестьяне должны были вносить натуральный оброк размером урожая, а барщина заменялась денежным налогом; выкуп надела разрешался только с согласия помещика, поэтому и здесь феодальные отношения также сохранились до 1913 г.

В 1863 г. в собственность по 4,2 десятины на душу и личную свободу получили удельные крестьяне, для которых сумма выкупа была установлена в 51 млн. рублей. В 1866 г. государственные крестьяне получили в бессрочное пользование по 5,7 десятины на душу, они должны были внести в казну 1 млрд. 60 млн. руб.

Реформа 1861 г. была по своему характеру крепостнической, а по содержанию буржуазной. Она знаменовала конец феодальных отношений и переход России к капитализму, шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную, что создавало определённые возможности для развития производительных сил страны. В.И. Ленин, подчёркивая, что “освобождение” было бессовестнейшим грабежом крестьян, было рядом насилий и сплошным надругательством над ними, вместе с тем указывал, что после 1861 г. развитие капитализма в России пошло с такой быстротой, что в несколько десятилетий совершались превращения, занявшие в некоторых странах Европы целые века. В этом заключалось прогрессивное значение реформы.

Однако реформа была проведена в интересах крепостников-помещиков и сохранила пережитки крепостничества, тормозившие буржуазное развитие страны. Эти пережитки выразились в сохранении самодержавия, крупного помещичьего землевладения, сословного неравенства, “отрезков”, крестьянских повинностей (барщины, оброка и пр.), общины, чересполосицы, полного политического бесправия народных масс.

Социально-экономическое развитие и общественное движение в пореформенный период заставило царизм пойти на новые уступки и провести земскую (1864), судебную (1864), городскую (1870) и военную (1874) реформы, которые явились дальнейшим шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Реформы ставили целью приспособить самодержавный дворянско-крепостнический аппарат к новым историческим условиям буржуазного развития, отвлечь общественное движение от борьбы за большие преобразования, направив его активность в русло земской легальной деятельности.

Характерными чертами буржуазных реформ были уничтожение сословности создаваемых органов, их выборность, гласность и публичность, привлечение буржуазии к их деятельности.

Выборщики делились по имущественному цензу, что приравнивало буржуазию в местных органах самоуправления к помещикам. Однако местные органы самоуправления действовали под контролем государственных органов, представлявших дворянские интересы.

Страницы: 1 2 3 

Политическая теория евразийства
«Евразийство» идеологическое философское течение русской зарубежной мысли, возникшее в Европе между двумя мировыми войнами, которое поставило в центр своего внимания историософскую проблему <русского пути>. Идеологические и политические установки евразийства, его ценности и идеалы базировались на антиевропейской традиции в русско ...

Социальные отношения
В этой главе будет дан обзор взаимоотношений членов вавилонской общины, отношения между супругами, а также судопроизводство в древнем Вавилоне. Субъектом права в рассматриваемый период является, как правило, свободный мужчина, не находящийся под патриархальной властью. Он мог быть либо свободным общинником ( главой патриархальной семьи ...

Черты феодализма в воззрениях, языке и быте удельной эпохи.
Из всего сказанного можно видеть, что в русской древности удельного времени было много черт, роднящих ее с западноевропейским феодализмом. Мы встречаем здесь те же учреждения, те же отношения и воззрения, что и на феодальном западе, иногда в полном развитии, иногда в менее определенных чертах. В наших грамотах встречаются фразы, предста ...