Падение крепостного права в России. Страница 3
…Эта точка зрения… перестала быть верной к XX веку… Шляхетская Польша исчезла и уступила своё место капиталистической Польше. При таких условиях Польша не могла не потерять своего исключительного революционного значения”
На национальные окраины “Положения” 19 февраля 1861 г. распространялись постепенно, с некоторыми изменениями.
В 1864 – 1866 гг. было ликвидировано крепостное право в различных районах Грузии. Однако под давлением местного дворянства правительство пошло на большие уступки: помещики за личное освобождение крепостных получали по 25 – 50 руб. с души; отрезки были более значительными; определялись тяжёлые условия выкупа, который продолжался до 1913 г., часть землевладельцев вообще не получила наделов.
В “Положении” 1870 г. о крестьянах Армении и Азербайджана средний надел был определён в 5 десятин, за пользование которым крестьяне должны были вносить натуральный оброк размером
урожая, а барщина заменялась денежным налогом; выкуп надела разрешался только с согласия помещика, поэтому и здесь феодальные отношения также сохранились до 1913 г.
В 1863 г. в собственность по 4,2 десятины на душу и личную свободу получили удельные крестьяне, для которых сумма выкупа была установлена в 51 млн. рублей. В 1866 г. государственные крестьяне получили в бессрочное пользование по 5,7 десятины на душу, они должны были внести в казну 1 млрд. 60 млн. руб.
Реформа 1861 г. была по своему характеру крепостнической, а по содержанию буржуазной. Она знаменовала конец феодальных отношений и переход России к капитализму, шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную, что создавало определённые возможности для развития производительных сил страны. В.И. Ленин, подчёркивая, что “освобождение” было бессовестнейшим грабежом крестьян, было рядом насилий и сплошным надругательством над ними, вместе с тем указывал, что после 1861 г. развитие капитализма в России пошло с такой быстротой, что в несколько десятилетий совершались превращения, занявшие в некоторых странах Европы целые века. В этом заключалось прогрессивное значение реформы.
Однако реформа была проведена в интересах крепостников-помещиков и сохранила пережитки крепостничества, тормозившие буржуазное развитие страны. Эти пережитки выразились в сохранении самодержавия, крупного помещичьего землевладения, сословного неравенства, “отрезков”, крестьянских повинностей (барщины, оброка и пр.), общины, чересполосицы, полного политического бесправия народных масс.
Социально-экономическое развитие и общественное движение в пореформенный период заставило царизм пойти на новые уступки и провести земскую (1864), судебную (1864), городскую (1870) и военную (1874) реформы, которые явились дальнейшим шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Реформы ставили целью приспособить самодержавный дворянско-крепостнический аппарат к новым историческим условиям буржуазного развития, отвлечь общественное движение от борьбы за большие преобразования, направив его активность в русло земской легальной деятельности.
Характерными чертами буржуазных реформ были уничтожение сословности создаваемых органов, их выборность, гласность и публичность, привлечение буржуазии к их деятельности.
Выборщики делились по имущественному цензу, что приравнивало буржуазию в местных органах самоуправления к помещикам. Однако местные органы самоуправления действовали под контролем государственных органов, представлявших дворянские интересы.
Киргизия
5 декабря 1990 г. Верховный Совет принял декларацию о суверенитете республики, 31 августа 1991 г. правительство провозгласило независимость Киргизской Республики. 5 мая 1993 г. Республика Кыргызстан переименована в Киргизскую Республику.
Республика Киргизия, государство в Центральной Азии. Граничит с Казахстаном на севере, Китаем – на ...
Структура вавилонского общества в эпоху Хаммурапи
Общественный и политический строй Вавилонского государства в правление Хаммурапи известны благодаря сохранившемуся своду этого царя, его переписке с наместниками и чиновниками и частноправовыми документами. Структура вавилонского общества в эпоху Хаммурапи свидетельствует о все более четко проявляющемся и развивающемся рабовладельческом ...
Религия
Еще одной отличительной особенностью скандинавских народов, является то , они приняли христианство значительно позже других народов Европы, это прежде всего повлияло на самобытную культуру, определенную систему моральных ценностей(грабежи и убийства, которые приводили в трепет всю христианскую Европу, для викингов обыденным делом, если ...
