Структура вавилонского общества в эпоху ХаммурапиСтраница 1
Общественный и политический строй Вавилонского государства в правление Хаммурапи известны благодаря сохранившемуся своду этого царя, его переписке с наместниками и чиновниками и частноправовыми документами. Структура вавилонского общества в эпоху Хаммурапи свидетельствует о все более четко проявляющемся и развивающемся рабовладельческом его характере. В законах проводится резко ощутимая граница между свободными гражданами и рабами.
Свободный полноправный гражданин именовался «авилум» — «человек». Но свободные граждане, в число которых входили крупные земельные собственники, тамкары, жречество, крестьяне-общинники, ремесленники, не составляли одного класса, а разделялись на класс рабовладельцев и класс мелких производителей. Судебник Хаммурапи лишь в одной из статей различает «человека, высшего по положению» и «низшего по положению» и определяет разную степень их ответственности за совершение проступка (ст. 202 «Законов Хаммурапи»). Во всех статьях законов защищается частная собственность имущих граждан и интересы рабовладельцев.
Поскольку основную массу населения вавилонского общества составляли мелкие производители и мелкие собственники, дававшие в казну значительные налоговые поступления и обеспечивавшие военную мощь государства, в законах нашли отражение и их права. Например, некоторые статьи защищают их от произвола ростовщиков: последним запрещалось самим забирать урожай в счет уплаты, долга (ст. 66 «Законов Хаммурапи»); регламентировался размер процентов на сумму долга (20% за взятое в долг серебро, 33% — за зерновую ссуду) (ст. 51 «Законов»); сурово, вплоть до смертной казни, каралось дурное обращение с заложником; долговая кабала ограничивалась тремя годами (ст. 117 «Законов Хаммурапи»).
Кроме свободных в вавилонском обществе имелась такая категория, как мушкенумы. Термин «мушкенум» переводится как «склоняющийся ниц». Мушкенумы работали в царском хозяйстве. Утратив связь с общиной, они не имели земли и собственности, а получали ее за царскую службу в условное владение, к тому же обладали ограниченными гражданскими правами. Членовредительство в отношении мушкенума возмещалось, как правило, денежным штрафом, тогда как в отношении свободных применялся принцип «талиона» («око за око, зуб за зуб»). Оплата лечения мушкенума была в два раза меньшей, чем свободного человека, и т. д. Но из законов явствует, что мушкенумы владели имуществом и рабами, их права как собственников строго защищались, при этом имущество их рассматривалось наряду с собственностью дворца, на службе которого они состояли.
Низший класс вавилонского общества составляли рабы («вардум»). Источниками рабства служили война, имущественное расслоение, приводившее к долговой кабале, неравноправное положение членов семьи, находившихся под патриархальной властью отца, что давало ему право отдать их в залог или продать в рабство, самопродажа в рабство, обращение в рабство за некоторые преступления (например, отказ усыновленного от приемных родителей, расточительство жены, небрежность общинника в отношении оросительного сооружения), наконец, естественное воспроизводство рабов. Различались рабы частновладельческие, государственные (или дворцовые), рабы мушкенумов, храмовые рабы. Семья среднего достатка имела от 2 до 5 рабов. Иногда в богатых семьях их число достигало нескольких десятков. Рабы были имуществом, вещью хозяина: в случае их убийства или членовредительства хозяину возмещали ущерб или отдавали раба за раба. Рабов продавали, покупали, отдавали внаем, дарили, похищали. Они имели ряд отличий: это могли быть таблички на груди, особая прическа, клеймо, проткнутые уши. Распространенным наказанием раба было отрезание ему уха. Так например рабу отрезали ухо если он бил ребенка свободного гражданина по щеке (ст. 205 «Законов Хаммурапи») или сказал хозяину что он не его раб (ст. 282 «Законов Хаммурапи») Рабы нередко убегали от хозяев или пытались оспорить свое рабское состояние, но за это их жестоко наказывали. Тех свободных граждан, кто помогал беглым рабам скрыть рабские знаки или укрывал их в своем доме, ждала суровая кара: от отсечения руки до смертной казни.(ст. 15,16,19,226,227 «Законов Хаммурапи») За поимку беглого раба полагалось вознаграждение (ст. 17 «Законов Хаммурапи»).
Реформы Александра I
Александр I занял престол в возрасте 23 лет. Он был подготовлен к своей венценосной роли и имел сложившиеся представления об управлении страной. Взгляды Александра I отличались гуманистической направленностью, чему способствовали его учителя: русский священник-протоиерей Самборский А. А. и швейцарский просветитель Лагарп Ф. Оба они стре ...
Политическое учение анархизма (Прудон, Бакунин, Кропоткин)
Наиболее значительные теоретики анархизма XIX в. — Пьер Жозеф Прудон, Макс Штир-нер, Михаил Александрович Бакунин.
Макс Штирнер
обрушивает критику на все ценности, связанные с государством, обществом, религией. Он полагает, что человек единствен, потому что неповторим. У людей есть лишь одна общая черта — каждый из них своеобразен.
В ...
Мастер, ученик, подмастерье. Борьба мастеров с
подмастерьями
В ремесленных центрах возникает, помимо влиятельного слоя цеховых мастеров, новая для средневековья общественная группировка – постоянный рабочий, не имеющий собственности и живущий продажей своего труда – подмастерье. В средневековых городах Фландрии и Италии ученики и подмастерья составляли самый бесправный и нищий слой населения, изн ...