Первобытность на территории Отечества
Страница 3

Историческая летопись » Этногенез восточных славян » Первобытность на территории Отечества

Древнейшая земледельческая культура неолита найдена на территории Средней Азии – Джейтунская на юге Туркмении (VII–VI тыс. до н.э.). К категории ранненеолитических относятся также среднеазиатские культуры Карадепе и Геоксюр. Неолитические поселения в Сибири и северной европейской лесной полосе, за исключением Крайнего Севера, располагались на берегах рек, озер, иногда на островах. Выбор места обусловливался исключительным значением рыболовства в хозяйственной жизни этой зоны. Поселения состояли из 10–15 неукрепленных землянок и полуземлянок. Летом жили в шалашах. Каждое такое поселение являлось матриархальной семейно-родовой общиной. По господствующему типу керамики эта культура получила название ямочно-гребенчатой. Стенки больших глиняных сосудов с коническим дном украшались орнаментом в виде ямок и черточек.

Meдно-каменный век первобытной истории человечества длился недолго – IV–III тыс. до н.э. Как составная часть эпохи неолита он является переходным периодом к бронзовому веку. Первым металлом, которым научился пользоваться человек, была медь. На этой стадии металлические орудия создавались методом холодной ковки. Металлургия сплавов еще не появилась, и господствующими оставались каменные орудия труда. Появление медных орудий активизировало обмен между племенами. Месторождения меди неравномерно распределены по поверхности земли. Постоянный обмен разрушал замкнутость неолитической общины и способствовал обогащению племен, живших поблизости от месторождений.

Древнейшими областями распространения меди были оазисы Средней Азии и Кавказ. Уже в первой половине IV тыс. до н.э. существовала среднеазиатская культура земледельцев Анау, изготавливавших из меди ножи, шила, топоры, украшения, оружие. Распространение меди по европейской части нашей страны шло через Кавказ. Отсюда она проникала в первую очередь в степную зону, где господствовали пастушеские племена, по погребальному обряду принадлежащие к древнеямной культурно-исторической области. Главными их соперниками были северные соседи-трипольцы, которых им в конце концов удалось вытеснить.

Эта культура господствовала на Украине и Молдавии с конца IV по начало II тыс. до н.э. Она возникла в зоне, максимально благоприятной для мотыжного земледелия, – к западу от среднего и нижнего течения Днепра. Впервые ее раскопал недалеко от Киева, около села Триполье в 1890–1900 годах археолог Хвойко. Она представляла собой глиняную площадку, усеянную костями, орудиями из камня и остатками глиняной посуды. В дальнейшем археологические изыскания показали, что аналогичные площадки разбросаны повсеместно по территории Правобережной Украины и что найденные на них предметы имеют определенный орнамент. Ареал распространения культуры оказался еще более широким: Галиция, Венгрия, Нижний Дунай. Среди изобразительных элементов орнамента господствующими являются: волнистая линия (символ реки и воды), зигзагообразная линия (символ змеи, покровительницы дома, посредницы земли и неба, символ дождя), бегущая спираль (символизировала бег солнца и движение времени), ромб (символ женского божества, посылающего на землю «небесную влагу»), крест (символ солнечного диска), «елочка» (символ растения и злака). Хвойко ошибочно придавал открытым им глиняным площадкам ритуальное значение. В действительности они оказались остатками поселений.

Поселки первых земледельцев на территории нашей страны были крупными поселениями матриархальной родовой общины. Свидетельством существовавшего тогда культа матери-прародительницы являются находки женских статуэток с выделенными признаками материнства. Трипольцы выбирали земли, удобные для ручной обработки, недалеко от источников воды, на высоких берегах или возвышенностях. Жилище представляло собой одно-двухэтажные хижины с двускатной крышей удлиненно-прямоугольной формы самой разной величины. Выбранное место сначала утрамбовывалось, затем покрывалось глиной и подвергалось обжигу. Лишь после этого на площадке строилось жилище из дерева и глины. Внутри него устраивался очаг или печь. Основой хозяйственной жизни являлось экстенсивное земледелие. Просо, ячмень и пшеница высевались вблизи жилища. Поскольку земля быстро истощалась, такой поселок существовал недолго – всего несколько десятков лет. В конце III тыс. до н.э. трипольцы перешли к пастушескому скотоводству, в их среде возникло имущественное неравенство. Медь они получали из прикарпатских месторождений. Изучение послетрипольских культур скотоводов свидетельствует о наличии далеких связей со средиземноморским бассейном, Кавказом и дунайскими землями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Предпосылки появления идеологии
В обиходе распространена гипотеза об "уникальности нацизма". Согласно ей, нацистская теория была кардинально новым явлением для своего времени. Однако так ли это на самом деле? Если ознакомиться с трудами немецких и зарубежных мыслителей и публицистов, то перед нами предстает вполне ясная картина, опровергающая эту гипотезу. ...

Николай II – трус или патриот?
Николай II. Что мы знаем о нем? «Грубый, бессердечный, способный только есть, пить и эксплуатировать рабочих с крестьянами…»[4] - так рассказывали о нем раньше. Но так ли это на самом деле? «Совершенное ничтожество на троне», «коварный и лживый византиец, недалекий и необразованный», «трусливая и мстительная натура», «прекрасной души че ...

Народники
Восьмидесятые годы XIX столетия. В России началось движение народников. И опять их уделом стала Сибирь. Связанный с народниками известный писатель В.Г. Короленко был сослан в Якутию. Путь его лежал через Красноярск, в который он прибыл в сентябре 1881 года в сопровождении жандарма. Здесь с разрешения начальства он задержался на 12 дн ...