Первобытность на территории Отечества
Страница 6

Историческая летопись » Этногенез восточных славян » Первобытность на территории Отечества

По свидетельству древнегреческого историка Геродота, в начале I тыс. до н.э. в степях Северного Причерноморья широко расселились сначала киммерийцы, а потом скифы. Культура киммерийцев предшествовала скифской и должна быть отнесена к поздней бронзе – раннему железу. Поскольку греки киммерийцев не застали, письменных свидетельств у нас о них нет, лишь местные географические названия сохранили о них память. Из-за отсутствия надежных источников отделить киммерийские памятники от более поздних скифских невозможно. Рассказ Геродота о том, что киммерийцы были вытеснены скифами, вторгнувшимися со стороны Кавказа, удалились со своей земли без сопротивления и поселились в Малой Азии, носит легендарный характер. Бесспорно лишь то, что для скифов греческое влияние, распространявшееся через причерноморские колонии (Ольвию, Пантикапей, Херсонес, Фенагорию, Танаис), служило мощным ускорителем их развития. Территория Скифии, по Геродоту, достигала больших размеров. Западная граница подходила к реке Петр (Дунай), восточная – к Меотийскому озеру (Азовскому морю) и Дону. Северная граница отстояла от моря на 20 дней пути, что примерно соответствовало 700 км, т.е. она проходила севернее Киева и южнее Курска и совпадала с границей лесостепи. Этот факт подтверждает сообщение Геродота о том, что Скифия занимала степную поверхность.

Скифы не были единым народом. Сам Геродот выделял несколько их племенных образований. По соседству с греческой колонией Ольвией в нижнем течении Южного Буга жили «эллино-скифы», или каллипиды. Их северными соседями были алазоны. Оба народа занимались земледелием. Севернее них располагались скифы-пахари, которые сеяли хлеб не для своего потребления, а для продажи. На восточной стороне нижнего и среднего течения Днепра жили скифы-земледельцы, еще далее на восток, по северо-западному берегу Азовского моря располагались владения скотоводческих племен скифов-кочевников. По соседству с ними находились «царские владения» «храбрейших и многочисленнейших скифов», считавших других соплеменников своими подданными. Царские скифы, таким образом, составляли ядро скифского племенного союза, охватившего почти всю южную половину Восточной Европы.

Собственно Скифию окружала широкая периферия «скифских» племен. Горную часть Крыма заселяли воинственные племена тавров, жившие набегами и приносившие пленных греков в жертву своей богине. Степные пространства Северного Кавказа и Поволжья занимали савроматы (сарматы), центром кочевий которых был восточный берег Азовского моря.

Современная археология еще более расширяет ареал распространения скифской культуры, включая, кроме Причерноморья и Приазовья, Западную Сибирь, Алтай и Прикамье, где обнаружены скифские курганы с предметами, украшенными изображениями животных в своеобразном орнаментальном убранстве – в так называемом скифском стиле. Самым знаменитым шедевром этого стиля является пектораль (нагрудное украшение из золота, эмали и ткани) из кургана IV в. до н.э. Толстая могила в Днепропетровской области, на которой изображены сцены из скифской жизни. Своеобразным заповедником скифской культуры стали пазырыкские курганы Алтая (V–IV вв. до н.э.). Захоронения здесь совершались в деревянных срубах, установленных в вырытых котлованах и покрытых многослойными накатами. В древности курганы были разграблены, образовавшиеся лазы заполнила вода и образовалась искусственная вечная мерзлота, хорошо сохранившая вещи из легко разрушающихся материалов: дерева, войлока, кожи, меха, бересты, шерсти, шелка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Святилища древних пещер
Река Чусовая - левый приток Камы пересекает Уральские горы с востока на запад. Она богата различными археологическими памятниками от эпохи неолита до средневековья. В среднем течении Чусовой расположено уникальное пещерное святилище. Оно находится на отвесной скале в 20 м от ее подножия и в 40 м от вершины. Особенность данного святилищ ...

Христианское просвещение на Руси.
Рядом с воздействием церкви на гражданский быт Руси мы видим и просветительскую деятельность церкви. Она была многообразна. Прежде всего просветительное значение имели те практические примеры новой христианской жизни, которые давали русским людям отдельные подвижники и целые общины подвижников — монастыри. Затем просветительное влияние ...

Изменения в поземельных отношениях
Развитие товарно-денежных отношений в Германии, как и повсюду на Западе, вызвал глубокие перемены в положении крестьянства. Изменились формы эксплуатации крестьян, а также структура феодальной вотчины. В ряде районов страны в XII—XIII вв. разложилась прежняя система барщинного хозяйства. Феодалы сокращали, а местами и совсем забрасывали ...