Пропедевтика на новом этапе
Страница 1

Историческая летопись » О месте и роли наследия ВХУТЕМАСА » Пропедевтика на новом этапе

Выше уже отмечалось, что в годы ректорства В. Фаворского в созданной в начале 20-х годов системе пропедевтических дисциплин происходила быстрая эволюция, в ходе которой некоторые из этих дисциплин преобразовывались целиком или частично в традиционные общехудожественные предметы.

При новом ректоре П. Новицком Основное отделение из двухгодичного стало одногодичным, и процесс врастания в пропедевтические дисциплины традиционных общехудожественных предметов продолжался.

К последующему году существования ВХУТЕМАСа (т.е. к 1929 - 1930 учебному году) комплекс художественных дисциплин Основного отделения включал рисунок, живопись, объем и пространство. Кроме того в качестве вспомогательной для этих дисциплин существовала дисциплина цвета, в которой теоретически и практически изучались природа цвета и законы сочетания цветов на основах оптики.

Созданные в начале 20 - х годов левыми художниками первые пропедевтические дисциплины на Живописном, Архитектурном и Скульптурном факультетах, рассматривались ими не только как учебные дисциплины в рамках "объективного метода" преподавания, но и как эффективный инструмент внедрения на этих факультетах процессов формообразования, характерных для новаторских творческих течений. Быстрое изменение творческой направленности в изобразительном искусстве (отход от формально - эстетических экспериментов) привело к тому, что дисциплины "Цвет", "Графика" и "Объем" в своем прежнем виде оказались не связанными с методикой преподавания на специальных изобразительных факультетах. И они были преобразованы. Лишь дисциплина "Пространство", сыгравшая важную роль в изменении творческой направленности на Архитектурном факультете, полностью сохранила все свои принципы и продолжала активно влиять на процессы формообразования также и на Дерметфаке, на Театрально - декоративном отделении Живописного факультета и др.

Коллектив преподавателей дисциплины "Пространство", состоявший из архитекторов - учеников Ладовского, все больше брал на себя роль основного ядра художественного комплекса дисциплин Основного отделения. Из этого коллектива вышел и новый декан Основного отделения - В. Балихин, избранный на эту должность в конце 20 - х годов. Под его руководством готовился учебник по дисциплине "Пространство".

Рост авторитета этой дисциплины на Основном отделении был, безусловно, связан с ростом авторитета Архитектурного факультета. Причем Ладовский - создатель психоаналитического метода преподавания, положенного в основу дисциплины "Пространство", продолжал развивать и углублять научное обоснование своего метода. В 1927 году он организовал во ВХУТЕИНе психотехническую лабораторию.

В разработанной в 1929 году общей программе Основного отделения были четко сформулированы две основные задачи преподавания комплекса художественных дисциплин:

1) дать студентам всех специальностей общую художественную подготовку, необходимую для решения синтетических художественно - производственных задач на всех факультетах;

2) дать студентам необходимые знания и навыки для решения формальных и элементарно - композиционных задач, лежащих в основе всех пространственных искусств.

Страницы: 1 2

Вьетнамо-французское соглашение от 6 марта 1946 года
В присутствие английских, американских и китайских наблюдателей в Ханое были подписаны предварительные вьетнамо-французское, а также дополнительный протокол к нему. Соглашение содержало признание ДРВ как свободного государства, имеющего свой парламент, армию и финансы. Вместе с тем ДРВ была вынуждена вступить во французский союз и в Инд ...

Социальные и политические изменения на Украине
Победа над отборными польско-шляхетскими армиями и освобождение огромных территорий Украины имели большие социальные последствия. Уже в первый период войны крестьяне отказались выполнять многочисленные феодальные повинности, и том числе и барщину. Часть земли польских магнатов и шляхты перешла в руки бывших крепостных, которые могли ее ...

Каменная и глиняная посуда в эпоху неолита.
После того, как человек освоил более усовершенствованные орудия и приобрел необходимые технические навыки при высекании чашеобразных углублений в скалах, он стал изготовлять переносную каменную посуду простейшей формы. Первое время подобная посуда изготовлялась из камня мягкой породы и внутри имела полусферическую форму, ничем не отлич ...