Пропедевтика на новом этапе
Страница 1

Историческая летопись » О месте и роли наследия ВХУТЕМАСА » Пропедевтика на новом этапе

Выше уже отмечалось, что в годы ректорства В. Фаворского в созданной в начале 20-х годов системе пропедевтических дисциплин происходила быстрая эволюция, в ходе которой некоторые из этих дисциплин преобразовывались целиком или частично в традиционные общехудожественные предметы.

При новом ректоре П. Новицком Основное отделение из двухгодичного стало одногодичным, и процесс врастания в пропедевтические дисциплины традиционных общехудожественных предметов продолжался.

К последующему году существования ВХУТЕМАСа (т.е. к 1929 - 1930 учебному году) комплекс художественных дисциплин Основного отделения включал рисунок, живопись, объем и пространство. Кроме того в качестве вспомогательной для этих дисциплин существовала дисциплина цвета, в которой теоретически и практически изучались природа цвета и законы сочетания цветов на основах оптики.

Созданные в начале 20 - х годов левыми художниками первые пропедевтические дисциплины на Живописном, Архитектурном и Скульптурном факультетах, рассматривались ими не только как учебные дисциплины в рамках "объективного метода" преподавания, но и как эффективный инструмент внедрения на этих факультетах процессов формообразования, характерных для новаторских творческих течений. Быстрое изменение творческой направленности в изобразительном искусстве (отход от формально - эстетических экспериментов) привело к тому, что дисциплины "Цвет", "Графика" и "Объем" в своем прежнем виде оказались не связанными с методикой преподавания на специальных изобразительных факультетах. И они были преобразованы. Лишь дисциплина "Пространство", сыгравшая важную роль в изменении творческой направленности на Архитектурном факультете, полностью сохранила все свои принципы и продолжала активно влиять на процессы формообразования также и на Дерметфаке, на Театрально - декоративном отделении Живописного факультета и др.

Коллектив преподавателей дисциплины "Пространство", состоявший из архитекторов - учеников Ладовского, все больше брал на себя роль основного ядра художественного комплекса дисциплин Основного отделения. Из этого коллектива вышел и новый декан Основного отделения - В. Балихин, избранный на эту должность в конце 20 - х годов. Под его руководством готовился учебник по дисциплине "Пространство".

Рост авторитета этой дисциплины на Основном отделении был, безусловно, связан с ростом авторитета Архитектурного факультета. Причем Ладовский - создатель психоаналитического метода преподавания, положенного в основу дисциплины "Пространство", продолжал развивать и углублять научное обоснование своего метода. В 1927 году он организовал во ВХУТЕИНе психотехническую лабораторию.

В разработанной в 1929 году общей программе Основного отделения были четко сформулированы две основные задачи преподавания комплекса художественных дисциплин:

1) дать студентам всех специальностей общую художественную подготовку, необходимую для решения синтетических художественно - производственных задач на всех факультетах;

2) дать студентам необходимые знания и навыки для решения формальных и элементарно - композиционных задач, лежащих в основе всех пространственных искусств.

Страницы: 1 2

Словакия
В середине 15в. Словакия была ареной династической борьбы за венгерскую корону между Габсбургами, польскими Ягеллонами и венгерскими магнатами. В 1526г. Словакия вошла в многонациональную монархию Габсбургов. При этом территория Словакии стала местом постоянных сражений с Османской империей, утвердившейся в центральной части Венгерского ...

Чингисхан
В конце 50-начале 60-х гг. XII в. одному из монгольских вождей Есугею из племени тайджиут, удалось объединить под своей властью большинство монгольских племен. В 1162г в его семье родился старший сын Тэмучэн (будущий Чингисхан). Враждовавшие с Есугеем татары сумели отравить его. Объединения Есугея распались, его семья бедствовала и скит ...

Англо-иранское сближение во время русско-иранских войн первой трети XIX века
В конце января - начале февраля 1800 г. миссия Малькольма, насчитывавшая, по сообщению русского консула Скабичевского, около тысячи человек, прибыла в Бушир [35, с.68]. Четыре месяца пребывания в этом порту Малькольм посвятил изучению истории и стратегического положения Персидского залива. Члены миссии разъезжали по всему району, собира ...