Образ жизни восточных славян
Страница 2

Историческая летопись » Этногенез восточных славян » Образ жизни восточных славян

Летописец Нестор связывал основание Киева с событиями VI в. в земле полян, при этом он пользовался древним свидетельством без каких-либо хронологических примет. Это была легенда о трех братьях – Кые, Щёке и Хориве и сестре их Лыбеди, сотворивших град во имя брата старейшего и нарекши ему имя Кыев. У Нестора легендарный Кый обрел черты реального вождя. Он родоначальник династии киевских князей, известен самому византийскому императору, пригласившему Кыя в Царьград и оказавшему ему «честь великую».

Политический строй восточнославянского общества VI – середины IX в. можно назвать предгосударственным. У наших предков появились первые княжества. Согласно арабским источникам, это были Куяба в окрестностях Киева, Славия в Приильменье с центром в Новгороде и Артания, которую трудно четко привязать к каким-либо географическим ориентирам. Они становились центрами объединения восточнославянских союзов племен, истоками древнерусской государственности. К VII в. в Среднем Поднепровье сложился мощный союз восточнославянских племен, который иноземцы именовали «Рус». Позже (к середине Х в.) он даст название всем восточнославянским землям, платившим дань Киеву. С VIII в. и до 882 г. племена полян, северян и вятичей находились в даннических отношениях с Хазарским каганатом. Это давало славянам ряд торговых преимуществ: они пользовались протекавшими по территории Хазарии реками Доном и Волгой.

Сведения о политическом строе славян содержатся у византийских авторов VI в. Они утверждали, что славяне не управлялись одним мужем, а искони жили демократически. В борьбе с Византией они выступали небольшими родоплеменными группами, имевшими каждая своего вождя. Органом власти являлось народное собрание – вече (от слова «вещать», т.е. «говорить») и выбранный им вождь. По словам Псевдо-Маврикия, славянские воины «многочисленны, выносливы, легко выдерживают зной и стужу, и наготу тела, и недостаток продовольствия». Аварский хан потребовал от восточнославянских князей подчинения и получил такой ответ: «Родился ли на свете и согревался ли лучами солнца тот человек, который бы подчинил себе силу нашу». Бесспорно, что борьба с тюркскими каганами (болгарским, аварским и хазарским) и Византийской империей сыграла важную роль в процессе складывания древнерусской народности и усиления ее культурной общности.

В условиях частых войн участие в них всех мужчин становилось экономически невыгодным. Рост прибавочного продукта позволял содержать князя и его дружину. Уже с VIII в. в племенных союзах началось формирование военно-дружинного привилегированного сословия, сосредоточивавшего в своих руках и власть, и богатство. Они объявляли себя собственниками земель и заставляли свободных общинников платить дань. Князья и дружинники концентрировали в своих руках военную добычу, в том числе и военнопленных, которых превращали в рабов и сажали на свои собственные земли.

Вплоть до VI в. у славян преобладали родовые связи, которые начали разрушаться по мере расселения на территории Европы и перехода к пашенному земледелию с использованием железных орудий труда. Соседская община, которая постепенно вытесняла кровнородственную, сначала утверждалась на юге, где звалась миром, а потом на севере, где получила название верви по названию веревки, которой отмеряли участки земли. Пахотная земля выделялась семьям в пользование участками – наделами, которые постепенно переходили в собственность семьи. Общинная коллективная собственность при этом сохранялась на пастбища, водоемы, лесные и сенокосные угодья.

Рабский труд славяне применяли в ограниченных масштабах. Рабское состояние распространялось только на категорию военнопленных. Свод неписанных правил запрещал порабощать своих соплеменников за долги. Но и рабы считались младшими неполноправными членами семей. Жизнь общества регулировалась нормами обычного права, в котором главным оставался обычай кровной мести по принципу «око за око, зуб за зуб». Пережитком родовой старины являлся распространенный среди славян обряд побратимства, участники которого скрепляли свой союз кровью.

Страницы: 1 2 3

Культовые стоянки
Горбуновский торфяник имеет уникальный комплекс культовых площадок и стоянка Полуденка-1, о которой О.Н. Бадер писал в 1948 году, что это "единственная поздненеолетическая стоянка, достаточно исследованная в Среднем Зауралье".10. На стоянке Полуденка И.М. Рябов, археолог, в 1837 году произвел раскопки, результаты которой были ...

Место казацкой старшины в социальной структуре страны
В ходе войны произошли важные изменения в положении социальной группы казачества — старшины. Расширились социальные источники формирования и социально-политический статус. Если раньше она происходила преимущественно из зажиточных кругов казачества и мелкой шляхты, а в годы войны ситуация несколько изменилась. Ясное дело, среди старшины ...

Страны Азии в начале XX в.
К концу нового времени на азиатском Востоке сложилась своеобразная ситуация. Китай и Япония во имя сохранения самобытности местных культурных традиций вплоть до середины XIX в. сознательно закрывали свои границы от европейского влияния, полагая, что оно не может принести ничего, кроме вреда. Это едва не привело к катастрофе. Когда в се ...