Алексей Александрович фон Лампе
Страница 5

Историческая летопись » Алексей Александрович фон Лампе

Население ничего не требовало от красных, так как единственно, чего оно могло, попавши в их руки желать — покоя, оно требовать, конечно, не решалось! От белых же население требовало . чуда, требовало для того, чтобы дать им свою поддержку, в которой не отказывало с самого начала белого движения; оно требовало, чтобы белые, единым манием белой руки, смыли с России всю кровь . Это, конечно, было неосуществимо: белые не только не были чудотворцами, они не были и фокусниками, хотя бы в небольшой части того, насколько это было присуще красным!»

По мнению автора, важное значение имеют недостатки противопоставляющие население России к белому движению: « Вся сумма этих неприятностей, приводимых затянувшейся войной, очень остро переживалась населением; в то же время его усиленно развращала красная и социалистическая пропаганда обещаниями избавления от всех этих напастей, обещаниями полного благополучия и полного господства, как известно, соблазнившими не одну только Россию, но смущающими и доселе не малую часть населения всего мира .

Все это сводилось к тому, что неудобства, приносимые белыми, восстанавливали население против них.

Отсюда постоянное оппозиционное настроение, начиная от интеллигентских благоглупостей, о которых говорит приведенная мною выдержка из дневника И. А. Бунина, и кончая социалистическим противодействием, а также распространением среди населения нелепых теорий о готовности белых «насадить старый режим» (чего, конечно, не было), и о «возвращении земли помещикам» (что прорывалось только в чаяниях и вожделениях отдельных лиц, дорвавшихся до своих владений и не понявших, что между прошлым и настоящим прошла революция). Вот почему так легко верили красной пропаганде, изображавшей полуголое и голодное (и в прошлом, и в настоящем) русское офицерство, составлявшее кадры белых армий, как «помещиков», «банкиров» и т. д.»

Нельзя не согласиться с автором в вопросе «своекорыстной» политики стран Антанты (Франции и Англии). Я думаю, что «белые» понимали двойственность оказываемой им поддержки, и могли рассматривать эти страны в основном только как политическое убежище в случае поражения, а не как реального союзника.

Трудно не согласиться с фон Лампе и в том, что истинные причины неудач белой армии в гражданской войне заключались не в стратегическом положении и допущенных промахах, так как ошибки делались с обеих сторон. «Во всякой войне бывают и стратегические и тактические ошибки, но одни они к поражению ведут очень редко…»

Так же как и нельзя отрицать правильность его размышлений на счет наличия общей идеологии и лозунгов. Социальна база белого движения и основная масса России (народ) хотели слишком разного. И это тот случай когда компромисс не возможен ( в силу настроя обоих слоев населения).

Мне кажется, что автор не прав, утверждая, что тыл белых является в большей степени надуманной проблемой. Я думаю, что базой для успеха является четкость именно внутренней системы. Если белые не могли держать под контролем собственный тыл, то, как бы они смогли контролировать целую страну, переживавшую в тот момент настолько глобальные и выстраданные перемены?

Не совсем точной, на мой взгляд, является оценка вопроса о грабежах. Мне даже кажутся отчасти кощунственными слова фон Лампе: «Природа войны настолько ужасна, обыденность ее настолько жестока, что человеческая натура, в основу которой, как мы, к сожалению, хорошо убедились, заложено столько гнусного, не может не отозваться на соблазн «безнаказанного» преступления .»

Но в целом работа А А фон Лампе, на мой взгляд, является очень полезной и интересной для любого человека, стремящегося понять и разобраться в глобальном вопросе гражданской войны 1917 -1923гг, и в причинах поражения в этой войне белой армии, ровно как и победы красной. А особенно для студентов факультете ГМУ. Ведь нам придется регулировать ситуацию в стране, искать наилучшие пути решения проблем. Это очень сложно – учиться на чужих ошибках, но книга А. А. фон Лампе пригодится нам именно для этого.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Революционеры
Среди революционеров, побывавших в Красноярске немало интересных имен… Приближался конец XIX столетия. В стране зарождались марксистские кружки, росло революционное рабочее движение, формировалась партия большевиков. И здесь, знакомясь с биографиями революционеров, опять сталкиваемся со словами: "ссылка", "Сибирь". ...

Начало строительства социалистической культуры
Советская власть решила сделать образование, науку, культуру достоянием всего народа. «Раньше весь человеческий ум, весь его гении творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь же,— говорил В. И. Ленин в январе 1918 г.,— все чудеса техники, все ...

Политико-правовые учения в Зап. Европе 16-17 вв. (Н. Макиавелли, Ж. Боден)
XVI век — век великих духовных, культурных, политических, религиозных перемен и потрясений в жизни Европы. К концу XV в. культура Возрождения (Ренессанса), зародившаяся в итальянских городах-государствах еще в XIV в., распространилась в других странах Западной Европы. Бурные процессы той эпохи обусловили глубокие изменения в идеологии ...