Реформы Петра ПервогоСтраница 1
В современный период в условиях гласности, демократии, когда идут глубокие изменения во всех сферах нашей общественной жизни происходит подлинная революция сознания. Один из зримых показателей этой революции сознания возросший интерес к прошлому Отечества. Исторический процесс сложный, противоречивый и увлекательный. Особый интерес вызывает жизнь и деятельность Великого реформатора Петра I, так как однозначно оценить Петра как государственного деятеля и человека нельзя. Да и возможно ли? У современников и потомков его преобразования вызывали прямо противоположные мнения. В целом русские историки положительно относятся к деятельности Петра: «его реформы вывели Россию на путь ускоренного экономического, политического и культурного развития»; «Петр резко интенсифицировал происходящие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок, перенеся Россию сразу через несколько этапов»; «даже такое одиозное орудие абсолютистского государства, каким была деспотическая, самодержавная власть, превратилась благодаря исторически оправданным и в максимальной степени соответствующим интересам развития России действиям Петра Великого в фактор прогресса».
Внутреннее положение Русского государства во второй половине XVII в. Россия в XVII в. Была феодальной монархией. Ее государственный строй характеризовали как «самодержавие с боярской Думой и боярской аристократией». Сила и влияние феодальной знати были подорваны событиями конца XVII начала XVIII в. Усиление дворянства и верхушки городского населения (купечества) сказалось в государственном строе. В боярской Думе все большее значение стали приобретать при решении государственных вопросов «думные дворяне», среди которых было не мало выходцев из знатных дворянских родов и купечества. Это имело важное значение для укрепления самодержавной власти в ее борьбе против притязаний феодальной аристократии. Наряду с боярской Думой в первой половине XVII в. часто собирались Земские соборы из выборных представителей различных сословий (кроме крепостных крестьян). Весьма архаичный характер имела система функциональных органов государственного управления - московских приказов. Количество их доходило в XVII в. до 80. Были приказы ведомственные и территориальные, государственные и дворцовые. Функции их были крайне запутаны. Дела проходили через московские приказы с величайшим трудом, развивалось взяточничество и казнокрадство.
В местном управлении также царили произвол, взяточничество, казнокрадство со стороны назначавшихся царем воевод. Предметом постоянных забот правительства было создание вооруженных сил, необходимых для отражения нападений с юга и борьбы за решение важнейших внешнеполитических задач на Западе. Весь XVII век прошел для России в длительных тяжелых войнах. Как и в других сферах государственного управления, в военном деле уже в XVII в. были начаты преобразования, завершившиеся уже при Петре I.
Но мероприятия правительства по укреплению вооруженных сил в XVII в. наталкивались на отставание экономики страны. Для армии и флота нужны были деньги, а уровень развития товарно-денежных отношений был сравнительно еще невысок, по-прежнему господствовало натуральное хозяйство. Нужна была промышленность, но ее тоже почти не было в России. Правительство вводило новые налоги на соль, водку и другие товары. Лишь 5 % расходов составляли расходы, вложенные в казенные предприятия. Среди ученых существуют различные мнения о характере русских мануфактур XVII - XVIII вв. Одни из них считают эти мануфактуры предприятиями капиталистического типа, поскольку мануфактура вообще является одной из стадий развития капитализма в промышленности. Другие же оценивают мануфактуру с крепостным трудом как явление, относящиеся к
феодальной организации производства, так как мануфактурная стадия развития капитализма на Западе обязательно базировалась на применении вольнонаемного труда. Но лишь упадок мануфактур с крепостным трудом и появление наряду с ними предприятий, основанных на вольнонаемном труде, является выражением развития капитализма. Созрели предпосылки для осуществления широкого круга государственных преобразований.
Реформы Петра I играют большую роль для России. Подняв военную мощь страны, он тем самым добился выхода в Балтийское море, в результате чего стали развиваться торговые отношения с Западом. Значение Петровских реформ имеют огромное влияние на настоящее и будущее нашей страны, потому что если бы не было его преобразований то Россия так бы и оставалась в отсталом состоянии по отношению к Западу. Своим потомкам Пётр I оставил город Санкт-Петербург, который играл большую роль на протяжении всей своей истории. При Петре Россия приобрела статус империи и её стали уважать и бояться Западные страны.
Экономическая и политическая ситуация в конце XIV и начале XV веков
Уже в последние два десятилетия правления Кала IV в экономической сфере Чехии наблюдается застой. Постепенно на нее распространилось влияние кризиса, который захватывал всю Европу от середины XIV в. Из-за этого оказалось невозможным осуществить многие экономические мероприятия Карла IV. Чешские земли остались на периферии европейской эк ...
Обострение политических противоречий в конце XVI – начале XVII в.
Международная обстановка в Европе конца XVI в. была крайне напряженной. Габсбургский лагерь и католическая церковь взяли жесткий курс на рекатолизацию и контрреформацию. Испанские Габсбурги не без успеха стремились влиять на венский двор, способствуя усилению напряженности в Чехии. Чешские католики, чувствуя мощную поддержку, не шли ни ...
Возникновение территориальных княжеств
В то время когда в других странах Западной Европы шел процесс государственной централизации, в Германии, наоборот, возрастала власть князей и усиливалась территориальная раздробленность. Это было обусловлено рядом причин, и прежде всего тем, что германские императоры, чтобы сохранить власть над Италией и другими зависимыми странами, нуж ...