Реформы Петра Первого
Страница 4

Историческая летопись » Реформы Петра Первого

В апреле 1670 г Разин подошел к Царицыну и овладел им, затем пала Астрахань. Вверх по Волге пошли струги и ладьи восставших. К ним присоединялись массы местного крестьянства, не только русские, но также марийцы, мордва, чуваши. Войско Разина начало осаду Симбирска, а его атаманы разошлись далеко вокруг, создавая отряды и нападая на феодалов. Среди руководителей отрядов были монашка Алена, бывшая крестьянка, отряд которой взял г. Темников. Атаман Максим Осипов взял Алатырь, Курмыш, Косьмодемьянск. Атаман Михаил Харитонов овладел Саранском и Пензой. Но под Симбирском Разин потерпел

поражение от царских войск. С чудовищной жестокостью действовали карательные отряды правительства. В одном Арзамасе было казнено на менее 11 тыс. участников восстания. Струги с виселицами медленно плыли по Волге. Казачья старшина выдала бежавшего на Дон Разина. В Москве он был казнен. Тройные ряды солдат и стрельцов оцепили место казни Разина. Даже закованный и казнимый страшен был народный герой феодальным правителям России, боявшимся восстания в самой Москве.

Всенародная крестьянская война под руководством Степана Разина, как и другие крестьянские войны – Болотникова, Пугачева, потерпела поражение. Крестьяне и казаки не имели ясной цели борьбы, были преисполнены наивных надежд на « доброго» царя. Не было в то время условий для свержения Феодально-крепостнического строя, не было сил, которые могли бы возглавить и сплотить стихийное, плохо организованное движение крестьянства. Крестьяне боролись без определенных, ясных политических требований, т. е. без требования изменить государственные порядки, но они «все же боролись, как умели и как могли». Великое историческое значение крестьянских войн состояло в том, что они явились важными этапами формирования революционных традиций русского народа,

зарождавшихся уже тогда, в XVII веке В. И. Ленин назвал Разина одним из представителей мятежного крестьянства, который «сложил … голову в борьбе за свободу».

Сопротивление народа не прекратилось после разгрома крестьянской войны.

Возрастала масса беглых, увеличивалось количество людей уходивших в раскол. В некоторых местах раскольническое движение вылилось в открытые восстания. Наиболее крупным из них было восстание в Соловецком монастыре на Белом море в 1668 – 1676 гг.

Подавив с большим трудом народные волнения, господствующий класс провел ряд мероприятий, направленных к укреплению государственной власти. В 1679 – 1681 гг. была проведена реформа податного обложения, усилилась власть воевод на местах. Проект разделения страны на наследственные наместничества, выдвинутый боярской знатью, был отвергнут. В январе 1682 г. был нанесен сильный удар

боярству - отменено местничество и даже сожжены Разрядные книги, на которые

опирались участники местнических споров. Приближалось время решительных преобразований государственного аппарата в пользу укрепления самодержавной власти и позиций дворянства.

Внешняя политика Русского государства во второй половине XVII в.

В течение многих лет украинский и белорусский народы вели борьбу против иноземных эксплуататоров угнетателей. Местные феодалы и часть казацкой старшины, преследуя своекорыстные интересы, не раз изменяли массовому народному движению. Освободительная война тесно переплеталась с антифеодальной. Большая роль в организации вооруженной борьбы принадлежала центру украинского казачества - Запорожской Сечи.

Верхушка казачества была записана польско-шляхетским правительством в так называемый «реестр», получала от него жалование и должна была оказывать влияние на казачество в целом. Одним из средств закрепления господства польских панов на Украине и в Белоруссии и ослабления воли народных масс к сопротивлению было насаждение католичества, которое должно было способствовать разобщению украинского и белорусского народов с русским народом. Тактическим приемом, с помощью которого папская курия стремилась достичь своих целей, было создание унии между православной и католической церквами под главенством римского папы. Во второй половине 40-х годов XVII века во главеосвободительного движения встал выдающийся государственный деятель и полководец Богдан Хмельницкий. Вступив в союз с крымским ханом для обеспечения безопасности с тыла, Хмельницкий поднял Запорожскую Сечь, а за ней и весь украинский народ на борьбу против иноземных угнетателей. С самого начала освободительной войны он обратился к русскому царю с просьбой о воссоединении Украины с Русским государством. Но московское правительство в те годы вынуждено было все силы сосредоточить на решении внутриполитических проблем и уклониться от вступления в борьбу с Речью Посполитой из-за Украины, опасаясь, что массовое народное движение на Украине может отозваться восстаниями в России. Вместе с тем в Москве внимательно следили за развитием событий и оказывали Хмельницкому возможную помощь. После нескольких лет тяжелой, самоотверженной борьбы, когда на Украину, обрушились и польско-литовские феодалы и крымские татары, она воссоединилась, наконец, с Россией. Летом 1653 г Земский собор в Москве дал согласие на это, а 8 января 1654 г на всенародной раде в Переяславе было принято историческое решение о вхождении Украины в состав Русского государства. Украинский народ сохранил себя как формирующуюся нацию и избавился от страшной угрозы рассеивания и истребления турками, татарами, ополячивания и окатоличивания панами и иезуитами. Воссоединение Украины с Россией имело большое значение и для Русского государства, создав предпосылки для возвращения захваченных Речью Посполитой западнорусских земель. Через Украину усиливались связи России с другими славянскими народами и странами Центральной и Западной Европы. Ослабление Речи Посполитой в результате совместных действий русского и украинского народов открыло пути для перехода к решению важной исторической задачи - борьбы за Балтийское побережье.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Мастер, ученик, подмастерье. Борьба мастеров с подмастерьями
В ремесленных центрах возникает, помимо влиятельного слоя цеховых мастеров, новая для средневековья общественная группировка – постоянный рабочий, не имеющий собственности и живущий продажей своего труда – подмастерье. В средневековых городах Фландрии и Италии ученики и подмастерья составляли самый бесправный и нищий слой населения, изн ...

А. Луцкевич в «нашенивский период» (1906-1915)
Важнейшим моментом в национальном уважении Белоруссии было появлении легальной печати на белорусском языке. Еще в 1906 г. зародились первые издательства, имеющие своей целью разбудить белорусское самосознание. Так в Минске вышла белорусская газета на русском языке «Голос Белоруссии», которая была закрыта еще на первом номере. Активнейш ...

Польша в XVII - XVIII вв.: культура
Большая часть XVII и XVIII вв. в истории Польши приходится на период, когда господствовала культура барокко и Контрреформации. С 30 - 40-х годов XVIII века можно отсчитывать эпоху Просвещения в истории польской культуры. И в то, и в другое время польская культура была включена в общеевропейские культурные процессы, представляя их регион ...