Реформы Петра ПервогоСтраница 6
Для многочисленных народов Сибири присоединение к России имело большое значение. Находившиеся на разных ступенях разложения первобытнообщинного строя, у некоторых из них уже начинали формироваться патриархально – феодальные отношения. О русских людей народы Сибири переняли передовые методы хозяйства, в особенности земледельческую культуру. Народы Сибири неоднократно поднимались на восстания против феодального гнета и притеснений царских чиновников.
Ход экономического развития страны к концу XVII в. отчетливо выдвигал задачу овладения морскими побережьями, развития торговли и промышленности как необходимого условия обеспечения независимости России в борьбе с усиленным проникновением иностранного торгового капитала.
По словам Ключевского, Петр «хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно» . Петр мог только продолжить преобразования, которые робко и непоследовательно начинались при его отце и были направлены на укрепление крепостничества, придав им совершенно исключительный размах. Ни его воспитание, ни образование не позволили ему оторваться от породившего его класса владельцев крепостных крестьян.
И тем не менее, обеспечение политического и экономического суверенитета страны, возвращение ей выхода к морю (действительно необходимого для такой богатой ресурсами державы), создание промышленности (пусть и крепостнической, но представлявшей собой базу для развития капитализма), мощное ускорение в развитии культуры и создание возможностей для ее дальнейшего роста, - все это дает полное основание считать Петра великим государственным деятелем.
Петр родился 30 мая 1672 г. от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Его появление на свет было приветствуемо родителя с особенной радостью. Здоровьем и живостью он резко отличался от своих старших братьев Федора и Ивана, рожденных от первого брака с Милославской (Федор, вступивший на престол в 1676 г. после смерти отца, умер, не дожив месяца до 22 лет; Иван был от рождения болезненным и неспособным к правлению). Царевна Софья сестра Петра была рожденная от Милославской, женщина очень энергичная.
Первое воспитание царевича началось по обычному придворному чину, но как только дитя вступило в тот возраст, когда его стали занимать игры, в нем начала проявляться редкая восприимчивость, живость и склонность к забавам, носившим военный характер. Любимые игрушки, на которые он бросался, были: знамена, топоры, пистолеты, карабины, сабли, барабаны. Царевича, по обычаю, окружили так называемыми «робятками» из ровесников, набранных из детей знатных родов; они составляли около него полк. Петр, будучи трех лет от роду, играл с ними в «воинское дело», а обучением и дисциплиной этого детского полка, по царскому поручению, назначен был иноземец Павел Гаврилович Менезиус. Родом он был шотландец, искатель приключений; в молодости шатался по Европе, в русском плену был обласкан царем Алексеем Михайловичем, а женат был на вдове известного Марселиса, основателя железных заводов в России. Менезиуса, человека ловкого, бывалого, говорившего на многих языках, царь посылал по важным дипломатическим сношениям послом к папе. Менезиус получил свое место при царевиче по возвращении из Рима. Мы знаем о горячей любви к иноземщине, которая начала проявляться у восприимчивого Петра еще с детских лет. По смерти Алексея Михайловича, Менезиус был отдален от Петра и послан в Смоленск, но потехи Петра, имевшие военный характер продолжались; товарищи детских игр вырастали, и с годами принимали прямой характер воинского обучения: деревянные ружья и пушки заменялись настоящими; царевич строил с ними городки, брал их штурмом, возводил окопы, упражнялся в военных приемах. Между тем его начали учить грамоте. Мать Петра просила найти ему учителя кроткого и набожного; был выбран подьячий Никита Зотов. Когда Петру еще не было и пяти лет в марте 1677 года началось его обучение. Петр учился быстро читать и писать, выказывая необычайную понятливость. Несомненной заслугой Зотова является изучение Петром истории России. О деяниях Владимира Святого, Александра Невского, царя Ивана Грозного и Алексея Михайловича, объяснял ему сколь сам умел, какие есть на свете разные науки, полезные для государей. И дело, видимо, не ограничилось только рассказами учителя: по словам самого Петра, он читал и русские летописи. Можно предположить, что именно тогда было заложено основание любви к отечеству, которая была характерна для Петра.
Расширению знаний царевича содействовали бывшие в то время в ходу потешные книги и картинки, составляемые с целью забавы, но заключавшие в себе много разнообразных предметов, с которыми дитя могло знакомиться, например, знаменитые здания, города, корабли, исторические события, а также астрономические явления. С жадностью бросался царевич на все новое, о чем ему сообщали книги и картинки; сам хотел созидать города, прекрасные здания, брать крепости, водить полки и плавать по морю. Обыкновенное местопребывание Петра вместе с матерью было село Преображенское.
Арест, ссылка
8 марта 1917 г. бывший император после прощания с армией принимает решение выехать из Могилева и 9 марта прибывает в Царское Село. Еще до отъезда из Могилева представитель Думы в Ставке сообщил, что бывший император «должен считать себя как бы арестованным»[2].
Алексеев вел переговоры об отъезде Царской семьи. Предполагалось – через Му ...
Влияние внутренней политики императоров XVIII века
на развитие Пермского края
Автор данной главы ставит перед собой цель рассмотреть имперскую политику правителей XVIII века в спектре её влияния на развитие отдельных районов России, на примере Пермского края, выявить влияние этой политики на дальнейшее развитие региона. Для оценки значимости деятельности различных лиц необходимо исследовать решить следующие задач ...
Российскую элиту составили две группы.
Первую - новая буржуазия («новые русские»), выросшая из «теневиков» периода брежневского застоя и «кооператоров» горбачевской «перестройки».
Основными источниками накопления их капитала были: 1) приватизация, когда, скупив за бесценок через подставных лиц безымянные ваучеры, в течение 1994 - 1996 гг. они превратились в держателей крупн ...
